Чащина Алена
Куклы-марионетки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается рост числа детей отстающих от нормы речевого развития. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, низкое развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Куклы-марионетки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Куклы марионетки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Темочки
Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Значительный интерес представляет метод работы с куклой-марионеткой, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком.
Кукла способствует формированию речи, развитию творческого воображения, мышления, мелкой моторики, воспитывает, дарит положительные эмоции ребенку.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.
Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, детям легче выразить свое мнение, чувства, сделать то, что им самим неловко сделать.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
обучение детей речевому взаимодействию с партнерами;
овладение детьми способами ролевого поведения и коммуникативными речевыми моделями;
поддержание интереса к театрально-игровой деятельности, основанной на диалоговом общении.
Этапы работы с куклой-марионеткой
Наблюдение за изготовлением куклы воспитателем, принятие посильного участия детей в изготовлении кукол;
обучение вождению куклы;
разыгрывание сценок, игр-драматизаций;
использование кукол-марионеток в свободной деятельности детей.
Результат
Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой-марионеткой на фронтальных занятиях, на индивидуальных занятиях, в свободной деятельности детей позволяет активизировать развитие речи детей, значительно расширить круг знаний об окружающем мире и в целом повысить эффективность педагогической работы.
Литература
1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
2. Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников и младших школьников // Е. А. Пожиленко, Дефектология. - 1995.-№3.
3. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи // Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина - М., 1991.