Папки-передвижки

«Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мария Иванова
«Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только свое восхищение, поощрение, но и деликатно высказать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Все в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребенка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Чему только не учат пословицы! В них осуждаются лень, глупость, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребенке и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт нашего народа, сформулирован его своеобразный житейский кодекс.

Публикация «„Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию — прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для уместного использования пословицы ребенок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.

По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т. д. Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка : «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

В якутской культуре пословицы также занимают значительное место. Так в течение 25 лет народные пословицы собирал великий деятель якутской литературы А. Е. Кулаковский – Оксокуулээх Олоксой. В 1965 году вышел под руководством Н. В. Емельянова самый большой сборник «Саха оьун хоьооннорун хомуура», куда вошли собранные многочисленными литераторами якутские народные пословицы.

Нам, воспитателям детских садов, необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей : про слишком шумно бегущего ребё нка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или в беседе с ребенком: «Не плюй вверх, на себя попадешь» или «Конь бежит, собака не отстает», «Захочешь – на дерево залезешь», «Ради друга ногу не жалко», «Слово человека – стрела», «У ленивого 100 советов», «Жердями на воде не напишешь», «Не дели шкуру живого медведя».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Не руби сук, на котором сидишь» и др.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

С 2013 года я начала работу по ознакомлению старших дошкольников с якутскими пословицами. Отобрав 10 детей средней группы, начала разъяснительную работу. Как закрепление использовала пословицы в чтении сказок и рассказов. Поэтому лучшим вариантом выбрала театрализованную деятельность. Так, обогатив всем знакомую сказку «Репка» пословицами, тщательно продумала упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок, старалась давать задания в привлека-тельной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом большое внимание уделила развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содер-жания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство. Вторым этапом стало обыгрывание сказки, распределение ролей. Также подключила родителей, они сшили костюмы и атрибуты. В феврале во время проведения «Недели якутского языка» мы показали нашу сказку «Репка» детям детского сада. В апреле показали воспитателям на заседании кустового методического объединения трех ДОУ.

В 2014 году в старшей группе к основной образовательной программе дополнительно включили ознакомление с якутскими пословицами. К Новому году сделали постановку по сказке Иннокентия Сосина «Махтала суох» совместно с родителями. С этой постановкой мы приняли участие в фестивале «Первые шаги» 2 Республиканского конкурса, вышли во второй тур и удостоились чести участвовать в конкурсе «Амма кырдалын талааннаах ыччаттара». В апреле с инсценировкой «Махтала суох» приняли участие в районном конкурсе театральных коллективов «Маска» памяти артиста и режиссера Ф. Ф. Потапова и среди дошкольных коллективов завоевали высокое звание Лауреата 1 степени.

В 2015 году занятия по ознакомлению с якутскими пословицами продолжили. Сделали инсценировку сказки «Теремок».

Применение пословиц в работе с детьми способствовало приобщению их к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов. Проводимая нами работа позволяет сделать вывод, что пословицы — эффективное средство формирования рече-мыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения их словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с об-разностью и многозначностью языка.

Публикации по теме:

Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста 1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Консультация для педагогов: «Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. Уважаемые коллеги! В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Отчет по теме самообразования «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста .

Роль сказки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до. Из опыта работы воспитателя МБДОУ –д/с «Солнышко» п. Советское Савельевой Т. В. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Проект «Роль родителей в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста» Объектом изучения является психолого-педагогические особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Предметом изучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 14:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль якутских пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД