Валентина Михайленко
Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Решение задач здоровьесбережения, физического развития воспитанников, развития любознательности и активности детей, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать самостоятельную деятельность, овладения детьми способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, универсальными предпосылками к учебной деятельности продиктовано современными требованиями к дошкольному образованию. Цели, ценности и результаты которого обозначены ФГОС ДО и, безусловно, современны и актуальны.
Публикация «Роль проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Самостоятельность, инициатива – качества, которые необходимы ребенку для наполнения собственной деятельности определенным смыслом.
В связи с этим встает вопрос о становлении субъектной позиции ребенка, которая форКак организовать жизнедеятельность ребенка, чтобы у него возникла необходимость воспроизводить, выбирать, находить, исследовать, познавать, участвовать в коллективной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками?
В условиях детского сада педагоги давно успешно организуют тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно – исследовательскую деятельность, моделируют проблемные ситуации, практикуют детское экспериментирование. В свете ФГТ интегрированный подход к реализации содержания образовательной программы стал основным.
Предъявление качественно новых требований в соответствии с требованиями ФГОС ДО к обновлению содержания дошкольного образования в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное направление развития, познавательное направление развития, речевое направление развития, художественно – эстетическое направление развития, физическое направление развития) актуализировало значимость принципа интеграции в образовательном процессе.
Организация образовательного процесса при формировании целостного восприятия мира предполагает, что освоение содержания более эффективно на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи наиболее полно обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Одним из вариантов интеграции в дошкольном образовании является метод проектов.
Как показывает практика, метод проектов в наибольшей степени способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и в процессе систематизации информации, а также в практическом применении приобретенных знаний, умений и навыков (в играх, быту).
При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:
- развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;
- развитие коммуникативных навыков.
При обеспечении психологического благополучия и здоровья детей выдвигаются такие задачи, как:
развитие творческого мышления, воображения, любознательности, познавательной активности к окружающей действительности;
развитие коммуникативных навыков.
Это интересно!
Творческие способности.
Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения знаний, умений и навыков.
Способность личности – это своеобразная возможность для приобретения знаний и умений.
Способность проявляется только в той деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности.
Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.
Существует две степени формы способностей: творческая и репродуктивная.
На репродуктивной стадии индивид показывает умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу.
На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.
Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в способности к замыслу и его осуществлению, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств.
Творческими способностями называют индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности. Они представляют собой объединение множества качеств.
Американский психолог Д. Гилфорд полагал, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.
Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой - либо задачи не сосредотачивают все усилия на установлении единственно верного ответа, а ищут различные решения со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов.
Д. Гилфорд полагал, что художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью, законченностью.
А. Н. Лукин («Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального искусства») выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие не замечают; сворачивание мыследеятельности, при этом трансформируется несколько понятий в одно; восприятие реальности целиком, а не деление ее на части; легкость в нахождении ассоциаций; умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы такими, какие есть на самом деле, легко генерировать идеи; дорабатывать конкретные детали для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.
Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?
В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.
Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы: от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, совершать зна ковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое.
Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности [https://refdb.ru/look/1309357-p4.html].
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.
В процессе воспитания происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Основные принципы развития творческих способностей детей
дошкольного возраста
Принцип беглости мышления. Предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи (по методу «мозгового штурма»).
Принцип деятельностного подхода во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми.
Принцип сотрудничества и кооперации. Предполагает выполнение проекта коллективно, в паре.
Принцип автономии. Предполагает выполнение проекта индивидуально.
Принцип благоприятного климата. Предполагает создание благоприятной социально - психологической среды, характеризующейся безопасностью и принятием ребенка как безусловной ценности ребенка.
В процессе реализации проектной деятельности выдвигается ряд задач
для каждого возрастного периода
Младший дошкольный возраст :
вхождение детей в проблемную и игровую ситуации (ведущая роль принадлежит педагогу);
активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (по А. И. Ромашиной).
формирование предпосылок исследовательской деятельности;
формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
формирование умения применять методы и способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
формирование навыков рефлексии на способы действий для получения
результата;
развитие потребности в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в данном возрасте направлена на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе (по А. И. Ромашиной).
Индивидуализация образовательного процесса посредством
проектной деятельности :
активное отношение ребёнка к окружающему миру;
направление энергии в конструктивное и созидательное русло;
свобода деятельности в образовательной системе, созданной в насыщенной
информационной среде с различными интеграционными механизмами;
любознательность, творческость, инициативность, компетентность,
самостоятельность;
волевые усилия, произвольность поведения и деятельности;
опыт регулирования поведения;
мотивация к развитию и обучению;
индивидуальный стиль деятельности.
Условия детского проектирования
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
1) деятельность детей без принуждения;
2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника (приближена к жизни, адекватная его возрасту.
Вывод: метод проектов является одним из важнейших компонентов в организации образовательного процесса в дошкольном образовании.
Проектирование заставляет взрослого постоянно находиться в пространстве возможностей, что способствует изменению его мировоззрения, не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В процессе создания проекта взрослый позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок (ребенок действует в неопределенной для себя ситуации, так как результат проекта не может быть заранее предопределен). Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество. При этом очень важно соблюсти необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс определяется оптимальным соотношением «ребенок - взрослый» (по Л. Морозовой).
Проектная деятельность дает ребенку возможность найти себя (определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы). Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, планах. В проектной деятельности проявляются способности личности.
В ходе проектной деятельности развиваются детско – родительские отношения.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется интересным содержанием.