дарья козлова
Развитие архитектурно-технических способностей как средство, направленное на раннюю профессиональную ориентацию дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №7 «Орленок» г. Клинцы Брянской области
Обобщенный педагогический опыт
Тема: «Развитие архитектурно- технических способностей у дошкольников, как средство, направленное на раннюю профессиональную ориентацию дошкольника»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №7 «Орлёнок» г. Клинцы Брянской области Козлова Дарья Ивановна
Клинцы
Публикация «Развитие архитектурно-технических способностей как средство, направленное на раннюю профессиональную ориентацию дошкольника» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
2017
Содержание
Введение…. 3
1Теоретическая часть…. 5
1.1. Изучение особенностей ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. 5
1.2. Значимость ознакомления дошкольников с миром профессий. 9
1.3Особенности развития констуктивной деятельности у детей дошкольного возраста…. 11
2. Практическая часть. …. 14
2.1. Описание методов и форм работы…16
Заключение…. 23
Список литературы…24
Приложение №1….25
Приложение №2….32
Введение
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Поэтому знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов. Сегодня невозможно себе представить город, посёлок, которые бы не развивались, не строились, не ремонтировались. Ни один город не появляется ниоткуда. Поэтому профессии архитектора и строителя всегда вызывают у нас уважение и почёт. Это люди самой мирной и созидательной профессии. Знакомство детей дошкольного возраста с данными профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует развитию ранней профориентации дошкольников. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, умение действовать совместно с другими. Исходя из этого нами были поставлены следующие цели и задачи.
Цель работы: развитие архитектурно- технических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с архитектурой г. Клинцы и профессиями архитектор, строитель.
2. Формировать систему знаний в области архитектуры и строительства посредством партнерства с учреждениями социальной сферы.
3. Учить дошкольников работать с чертежами, составляя простые схемы.
4. Учить моделировать конструкции домов, зданий и макетов из различного материала;
5. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации;
Предполагаемый результат:
1. Для организаций детской деятельности, накопления воспитанниками знаний о строительных профессиях, большое значение имеет предметно-развивающая среда, в которой дети могли бы получить больше новых ярких впечатлений по теме. (Создание с детьми макета детского сада, группы, а также микрорайона города)
2. Положительная динамика в развитии архитектурно- технических способностей в процессе ознакомления с профессией архитектора и строителя, расширение представления детей по данной теме.
1 Теоретическая часть
1.1. Изучение особенностей ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных авторов
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Э. Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова.
Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте.
Изучением вопроса формирования у детей представлений о труде взрослых занимались такие отечественные педагоги как Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин. В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно строить дома, больницы, детские сады, делать жизнь людей краше). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Но авторы, в основном, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.
"Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
1.2. Значимость ознакомления дошкольников с миром профессий
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требовании.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
1.3. Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.
Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение. Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова, Г. А. Урадовских. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т. д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления.
Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий.
Программа Л. В. Куцаковой "Конструирование и художественный труд в детском саду" раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и художественному труду и представляет два варианта её реализации, применимых во всех возрастных группах детского сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов.
Лиштван З. В. указывала на формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.
Итак, конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:
-в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;
-в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых)
-детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;
-конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;
-умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;
-с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования.
Таким образом, мы видим, что развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.
2. Практическая часть
2.1Предметно-развивающая среда
После того как были поставлены необходимые задачи, я начала работу по ознакомлению дошкольников со строительными профессиями, и профессией архитектора. Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что они не имеют достаточного опыта для создания образов и построек. Исходя из этого, дети не всегда соотносят форму и размер построек, тем самым, постройки получаются не устойчивыми. Дети не соблюдают пропорции, и этапы постройки, что затрудняет работу детей с конструктором. А также дети не имеют точного понятия, в чем же заключается профессия строителя, кто помогает строителю в строительстве домов и зданий. Исходя из этого, постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу, ознакомление дошкольников с профессией архитектора и строителя. Для занятий с детьми по изучению данной темы, подобран необходимый дидактический материал, картинки и иллюстрации с изображением строительных профессий (каменщик, бетонщик, кровельщик, монтажник, и профессией архитектора. Ребенок при помощи иллюстраций знакомиться не только со строительными профессиями, но также с этапами строительства зданий и домов. Для реализации полученных знаний на практике, подобран необходимый конструктивный материал, это и конструктор лего, деревянный и пластмассовый конструктор, также и конструктивные детали, сделанные своими руками (различные блоки домов и зданий, объектов инфраструктуры). Все это в совокупности позволяет реализовывать поставленные задачи в самостоятельной детской деятельности, изготовление макета детского сада, изготовление «Город моей мечты», и. т. д. Обыгрывание изготовленных построек, позволяет глубже понять значимость профессий строителя и архитектора, ее важность в жизни человека, самому побыть в роли строителя, и архитектора. Также подготовлен различный материал в виде раскрасок с изображением домов и зданий инфраструктуры, пластилин для лепки домов, даже использование нетрадиционной техники рисования и аппликации, при помощи крупы (фасоль, рис, манная крупа). На основе этого дети учатся сами фантазировать, придумывать необычные архитектурные постройки «Сказочный домик», «Дом в котором я живу» и. т. д. А также использование информационно коммуникационных технологий: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов, использование ноутбука и планшета для просмотра фото и видео материала по данной тематике. Также в экспериментальном центре «Знайки» был подобран материал для опытнической деятельности. Дети знакомятся со строительными материалами (щебень, песок, цемент, вода, что позволяет проводить опыты по изготовлению бетонных плит и бетона.
2.2. Описание методов и форм работы
Для того чтобы познакомить дошкольников со строительными профессиями и профессией архитектора, мною использовались наглядные методы работы, альбом «Строительные профессии», «Все профессии важны», «Здания и сооружения города», этот метод будет эффективным, рассматривание иллюстраций позволяет более подробно узнать о профессии строителя и архитектора. Для того, чтобы детям лучше понять строительные профессии, для них была организованна экскурсия по городу, чтобы познакомиться с данными профессиями, мы с воспитанниками отправились в Клинцовский строительный техникум, и узнали почему же профессия каменщика, очень интересна, и почему она так важна. Затем мы побывали у главного архитектора города, и дети узнали, кто придумывает дома и архитектурные строения города, а также узнали в чем же заключается работа архитектора. Ну а чтобы понять как же происходит строительство объектов города, мы отправились с детьми на главную стройку города Кафедральный собор. Где дошкольники, также смогли познакомиться с этапами строительства, а также смогли увидеть как проходит строительство, познакомились с правилами безопасного поведения вблизи строящихся объектов, дети были одеты в спец. жилеты и каски.
Для того, чтобы вся полученная информация была усвоена воспитанниками, я использовала практический метод. Дети на практике пробовали себя в роли строителя, и архитектора. На начальном этапе они пробовали делать чертеж дома. В ходе изготовления чертежа, дошкольники знакомились с этапами строительства домов, пробовали составлять дома из готовых макетов поэтапно (фундамент, стены, крыша, окна). А также при помощи нетрадиционного рисования крупами (рис, гречка, манка) раскрашивали рисунки домов и зданий. Также чтобы понять какие строительные материалы лучше использовать в строительстве домов, мы провели нетрадиционное занятие «Домики для лисички», где дети при помощи опытов выбирали лучший, и наиболее прочный материал для строительства дома лисички, опыт «Домики трех поросят», дошкольники испытывали при помощи воды и ветра прочность соломы, веточек и кирпича. А также дети познакомились со строительным материалом (бетон, способом его изготовления, экспериментальная лаборатория «Знайки», изготовление бетонных плит (щебень, песок, вода, цемент, дети не только познакомились со строительными материалами, но и научились изготавливать бетон. В ходе ознакомления с профессиями строителя, следующей задачей было учить моделировать конструкции домов, зданий и макетов из различного материала. При этом игровой метод позволяет использовать сюжетно ролевые игры «Строим дом», «Строители», где дети берут на себя роль строителя или каменщика, пользуются при этом необходимыми атрибутами (строительные инструменты, каски, жилеты, машины (камаз и бетономешалка, а также использование различного конструктора (деревянного и пластмассового). При этом дети также пользуются различным видом конструктора (лего, металлический конструктор). Игра наиболее полно позволяет понять профессию строителя, тем самым вызвать интерес к ней. Что позволяет нам поддерживать тематику ранней профессиональной ориентации дошкольника.
Родители заинтересовались данной тематикой, и всячески помогали, мне в работе с детьми. Изготавливали блоки, кубики разной формы и размера, помогали бросовым материалом для декора и изготовления макетов. Проведена совместная работа с родителями и детьми по организации выставки «Юный архитектор», где воспитанники и родители представили совместно изготовленные макеты домов. За что все участники были награждены грамотами.
Условия влияния практико-ориентированных технологий в работе с детьми по ознакомлению с архитектурой.
Для успешного решения задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме:
1. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс - Москва, 2005
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО – М: Изд. центр «Маска» 2013 г.
3. Лиштван З. В. Конструирование. М., 1981.
Заключение
Исходя из всего выше сказанного, раннее профессиональное определение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Поэтому к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду; Сфера - Москва, 2012.
2. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс - Москва, 2005
3. Лиштван З. В. Конструирование. М., 1981.
4. Венгер Л. А. Мы строим дом // Дошкольное воспитание 1994 №8
5. Никитин Б. П. Ступень творчества или развивающие игры; Москва «Просвещение» 1990г.
6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО – М: Изд. центр «Маска» 2013 г.
7. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности – М: ТЦ Сфера, 2008 г.
8. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду (старшая группа) – М: Цветной мир, 2015 г.
9. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М. - 1976 г.
10. Богуславская, З. М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 2006. - 177 с.
11. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] : вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста // Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. - Л. : Издательство АПН РСФСР, 1948. - с. 34-64.
12. Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду [Текст]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999 г.
13. Лиштван, З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада. - М., 2000. - 175 с
14. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38.
15. Дворникова, З. Русский строительный материал. Радует, развлекает, развивает [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 112-115.