Баранова Наталья Михайловна
Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.
Н. Н. Поддьяков
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности дошкольников для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками базовых знаний и ключевых компетенций происходит многостороннее развитие растущей личности. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что:
– необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
А таким методом и является экспериментирование. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
– уметь видеть проблему и ставить вопросы;
– уметь доказывать;
– делать выводы;
–высказывать предположения и строить планы по их проверке. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Нами было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование, особенно старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, мы пришли к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.
В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей логопедической группы № 4. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные: у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, испытывают трудности в обобщении и анализе материала.
Теоретическая база
1. Дыбина, О. В. «Ребенок и окружающий мир».
2. Дыбина, О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в средней группе детского сада».
3. Дыбина, О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в старшей группе детского сада».
4. Дыбина, О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в подготовительной группе детского сада».
5. Дыбина, О. В. «Неизведанное рядом».
6. Савенков, А. И. «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей».
7. Менщикова, Л. Н. «Экспериментальная деятельность».
8. Куликовская, И. Э. «Детское экспериментирование».
9. Мартынова, Е. А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми, помимо непосредственно метода экспериментирования, использую также следующие методы:
– метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения;
– игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
– элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. ;
– словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы).
Формы работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Принципы составления опыта:
1. Принцип научности:
– предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
– содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
– основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
– предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
– формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
– предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему развитию;
– обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
– предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
– предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
– обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
– предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Мной были разработаны: рабочая программа кружка «Знатоки природы», проект «Исследователи природы»; создана предметно-развивающая среда (детская лаборатория); серия занятий по детскому экспериментированию; составлена картотека опытов с объектами «неживой» природы; картотека дидактических игр; перспективный план по циклам с учётом развития детей; разработана диагностика, были предложены консультации, беседы, памятки, анкеты для родителей.
Анализ результативности
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые
результаты:
– Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
– Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
– Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
– Пополнить научно-методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно-экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Описанные выше технологии и методики, позволяют чётко скорректировать работу с каждым ребёнком и добиться положительной динамики развития. С целью реализации намеченных задач по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с родным краем, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено исследование. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется индивидуальная работа с детьми, проявляющими особый интерес к исследовательской деятельности, во второй половине дня.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Дети 5-6 лет это «почемучки», готовые к сотрудничеству со взрослыми. Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В самом начале опыта дети испытывали затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулировали свои мысли относительно заданной ситуации, испытывали трудности в обобщении материала.
В этих случаях именно метод эксперимента становится наиболее актуальным для развития познавательной активности дошкольников. Экспериментирование всегда ориентировано на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. И эта деятельность всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, это практический – конкретный результат, готовый к внедрению.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный инновационный педагогический опыт «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.