Кристина Мишакина
Театральный уголок как средство развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитателей с таким средством развития дошкольника как театральный уголок; выяснить, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии дошкольников; познакомить с наполнением театрального уголка.
Публикация «Театральный уголок как средство развития дошкольника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Задачи: познакомить воспитателей с видами театральных игр; познакомить с содержанием театрального уголка; познакомить особенностями театрализованной деятельности для разных возрастных групп.
Жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-развивающая среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка дошкольника.
Театрализация – это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приемов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговоренному сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актерских навыков.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературным произведениям, формирует речь, активизирует словарь, способствует этическому развитию ребенка, совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя. Чтобы театральная деятельность способствовала всестороннему развитию ребенка, необходимо соблюдать ряд условий. Необходимо целенаправленно развивать интерес детей к театру. Атрибуты к театрам, костюмы, художественное оформление спектаклей и инсценировок должны быть доступны детям. Необходимо обучать детей приемам того или иного вида театрализованной деятельности. А главное – отношение воспитателя к играм детей в театр должно быть серьезным, искренним и эмоциональным.
Театральная деятельность в ДОУ представлена кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображая его мимикой, интонацией. Пантомимика в данном случае ограничена.
Игры-драматизации (игры с куклами бибабо, пальчиковые куклы) основаны на собственных действиях исполнителя роли, который может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Импровизации – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.
Театрализованные игры, как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Отличие театрализованной деятельности от СЮРИ заключается в том, что театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.
Ведущую роль в развитии театрализованной деятельности в группе играет театральный уголок. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе).
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, которым можно оснастить группу, поскольку театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить их интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
В стандартный театральный уголок включаются :
Картинки, в том числе объемные для конусного театра;
Игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
Ширма (служит для декорации-фона и для занавеса);
Реквизит (мягкие игрушки, машинки и т. д.);
Материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
Маски;
Костюмы;
Книги;
Фонотека;
Стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и т. д.)
Назначение театрального уголка – обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой группе есть свои особенности, определенный круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются из фетра, бумаги, ткани, картона, полимерной глины для каждого пальца. Задача – научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Вторая младшая группа. Дети учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки – бибабо. Задача – тренировать координацию, мелкую моторику.
Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой, осваивают азы кукловождения. Задача – согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над координацией, мелкой моторикой.
Старшая группа. Дети знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины – держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача – освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Подготовительная группа. Работа в качестве актера костюмированного театра, где ребенку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.
Однако такое разделение весьма условно. Воспитатель должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Наполнение кукольного театра должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Театральный уголок, в котором есть все необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация – особое направление образовательной программы для ДОУ, потому что дает детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста – а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.