Евгения Курильская
Консультация для педагогов школы «Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением»
▼ Скачать + Заказать документы
Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе.
Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.
Специалисты службы сопровождения (педагог-психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов школы „Разработка программы индивидуального сопровождения обучающегося с девиантным поведением“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
• является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
• делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
• организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог :
• изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
• организует профилактическую и коррекционную работу в школе;
• поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
• взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.
Психолог:
• изучает личность учащегося и коллектива класса;
• анализирует адаптацию ребенка в среде;
• выявляет дезадаптированных учащихся;
• изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
• подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
• выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;
• осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьная медсестра :
• исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
• организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
• разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
• взаимодействует с лечебными учреждениями.
Эффективность реализации указанных задач во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения. Результаты такого изучения должны быть основой разработки программ профилактической и коррекционной работы со школьниками с девиантным поведением.
Работа психолога по программам коррекции девиантного поведения включает несколько этапов:
1. Диагностический этап – получение запроса, проведение работы по его уточнению путём взаимодействия со всеми участниками ситуации (дети, родители, педагоги, выявление причин возникновения трудностей с использованием диагностических методов.
2. Подготовительный этап – подготовка к проведению коррекционной работы.
3. Коррекционный этап – работа, направленная на коррекцию девиантного поведения.
4. Аналитический этап – проведение диагностического обследования детей с целью проверки эффективности коррекционной работы; анализ проведённой работы, подготовка рекомендаций, планирование дальнейшей работы по запросу.
Сравнительный анализ результатов
Аналитический этап необходим для определения эффективности коррекционных занятий. Закончив занятия с ребёнком, психолог проводит диагностическую работу. Её целью является оценка состояния ребёнка после проведения коррекционной работы. Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
Аналитический этап предполагает результатов всей проведённой работы. Необходимо ответить на вопросы:
- что получилось, благодаря чему?
- что не получилось, почему?
- какие методы и приёмы оказались наиболее действенными?
- какие методы и приёмы не оказали должного действия, или не соответствовали вашим ожиданиям?
- соответствуют ли намеченным целям?
- что необходимо дополнить, изменить?
Литература
1. Александров Н. А. Нравственность, агрессия, справедливость. // Вопросы психологии. – 1992, №2.
2. Бармаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М. : ВЛАДОС, 1996.
3. Горошкин А. Л. Подросток, характер, проблемы акцентуации характера. // Воспитание школьников. – 1994, №2.
4. Дерманова И. Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты) : Учеб. -методическое пособие. – СПб. : Речь, 2002.
5. Дерманова И. Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. – СПб. : Речь, 2002.
6. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М. : Генезис, 2011. – 216 стр.
7. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
8. Златогорская О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог. – 2003, №30.
9. Лютова Е. К., Монина Г. К. шпаргалка для взрослых// Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М. : изд-во ЦСПА «Генезис», 2000.
10. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : Учебник. – М. : Гардарики, 2003. – 269 стр.
11. Методика PARI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптация Т. В. Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А. А. Карелин – М., 2001, Т. 2., С. 130-143
12. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М. : Гном-пресс, 2002.
13. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей/ Под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. С. Семёнов. – М. : Школьная пресса, 2007. – 96 стр.
14. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособие. – М. : Владос, 1996.
15. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. – М. : М. П. -С. И. «Флинт», 1998.
16. Справочник социального педагога : 5-11 классы/ Авт. -сост. Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ВАКО, 2007. – 336 стр.
17. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М. : Фолиум, 1996.