Елена Кулебакина
Как руководить поведением ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель и воспитатель знает, как не просто добиться от ребенка повиновения. А все оттого, что мы забываем – ребенок не только воспринимает указания, но и противопоставляет свою волю. У него, также как и нас взрослых, свои желания, свой характер, свое настроение. Одни люди вызывают у него симпатию, а другие-нет, и он противится их указаниям. Существуют и другие причины, способные влиять на поведение : импульсивность, преобладание чувств над разумом, своеобразие мыслительных реакций (не понял, что от него потребовали, отсутствие жизненного опыта (не может предвидеть результат отрицательного поступка, несформированность нравственных представлений.
Публикация «Как руководить поведением ребенка» размещена в разделах
Мы, взрослые, всегда должны иметь в виду: механическое подчинение ребенка нашим требованиям это еще не пролог к рождению в нем чувства ответственности за свое поведение. Важно, чтобы ребенок понимал и осознавал, что зачем и почему нужно сделать так, а не иначе. Ведь в дальнейшем, он должен вести себя соответственно нормам и без родительского руководства.
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в постоянном руководстве взрослых, но не навязчивом, а направляющем, рассчитанном на развивающееся сознание. Умение ребенка вести себя хорошо следует рассматривать во взаимосвязи с формированием у него нравственных понятий. При целенаправленном воспитании дети дошкольного возраста способны понимать моральный смысл своих поступков и поступков окружающих. Но для того, чтобы нравственные представления становились основой поведения, они должны найти опору в его личном опыте. И задача взрослых, будь то родители или воспитатели, вовсе не в том, чтобы дать ребенку формулы поведения в готовом виде. Нужно подводить ребенка к анализу образцов поведения. Напоминания, разъяснение, показ - основные приемы, способствующие формированию нравственного поведения.
Развивая в ребенке стремление поступать в соответствии с общепринятыми нормами, его обучают разнообразным правилам, связанным с соблюдением чистоты и порядка, вежливости, с умением вести себя в детском саду, дома, на улице, в общественных местах, правилам, позволяющим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми. Если ребенок младшего дошкольного возраста, ему конечно приходится часто напоминать: «Поздоровайся», «Все вещи нужно класть на свое место» и т. д. Указания ребенку лучше давать косвенно, например: «Кто у нас большой и аккуратный? Что надо сделать, чтобы не замочить рукава?» Такие указания ребенок воспринимает с большей готовностью, чем прямолинейные.
Для дошкольников 5-6 лет воспитательные приемы сложнее, например, используем ситуации, при которых ребенок стоит перед необходимостью поступать именно так, а не иначе, например, мама предупреждает сына: «Не намочи варежки, а то нечего будет надеть и не пойдешь со мной в магазин».
Важно довести до сознания ребенка, что вести себя надо хорошо и потому, что это важно и для окружающих людей. Например, нельзя громко разговаривать в автобусе, то будешь мешать другим пассажирам; не нужно с мороженым пробираться сквозь толпу, т. к. можно испачкать людям одежду.
Чем меньше ребенок, тем труднее ему решить как поступить в конкретном случае. Поэтому недостаточно его просто познакомить с тем или иным правилом поведения, надо еще и объяснить и показать способ его выполнения. Показ в сочетании со словом вносит конкретность понимания того, что от ребенка требуют.
Хорошо использовать прием параллелизма. Предложение взрослого («Делай, как я» или «Давай сделаем вместе») приобретает конкретность обучения, наглядность. К тому же этот прием, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишнюю назидательность и наставления. Ребенку легко ровняться на образец, так как он видит и действует одновременно. Стараясь создать у ребенка готовность следовать указаниям взрослого, можно дать линию поведения : «Ты большой, я не буду напоминать, как следует вести себя». «Ты большой»- это один из стимулов морального роста ребенка. Такой прием рассчитан на естественное стремление дошкольника быть похожим на старших, на пробуждающееся чувство собственного достоинства. Еще один из самых действенных приемов управления детским поведением – игра. Все, что связано с игрой, ребенку близко и понятно и выполняется им без особого напряжения. Игровые приемы- это самые мягкие способы, которые можно сравнивать с волшебной палочкой, творящей чудеса. Игровая ситуация создает видимость добровольного подчинения, исключает какое –либо принуждение. Особая ценность игровых приемов – они могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста.
Добиться от ребенка от ребенка положительного поведения можно и с помощью художественной литературы, народных потешек, пословиц, поговорок. Меткие сравнения, близкие детям художественные образы, добрая ирония хорошо доходят до их сознания. К месту приведенная цитата из знакомого произведения заставит ребенка сравнить себя с его героем. Кому из ребят хочется быть похожим на неряху Федору! Дети легко запоминают четверостишья, пословицы и поговорки, нередко сами используют их в определенной ситуации («Кончил дело- гуляй смело»). Каждая ситуация обязывает взрослых находить наиболее доходчивый способ влияния на детей. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном не допускающим возражений сделать замечание ребенку, касаемо его поведения, а в другом нужно взывать к его совести, а порой лучше и вообще воздержаться от замечания, но при случае напомнить о шалости. Любой прием, будь то твердый запрет или просьба, предупреждение или отказ- все должно опираться на сознание ребенка.