Елена Григорьева
Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
Реализация принципов и идей ФГОС ДО предполагает повышение профессиональной компетентности педагога. Инновационный характер педагогической деятельности влияет на ориентацию педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их социализацию, творческое развитие. Инновационный характер результатов требует иной организации образовательной деятельности в ДОО.
Публикация «Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Современной технологией развития профессиональной компетентности педагогоа ДОО является - индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога.
В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:
- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДО;
- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития детей;
- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;
-развитие умений исползования разных форм сотрудничества с родителями.
Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).
Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута состовляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ДОО.
Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.
В организационном контексте ИОМ реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональная самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в метдической работе ДОО.
Согласно обозначенным направлениям деятельности ИОМ, определялись содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
В маршруте педагога сформулированы:
- цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с планом МБДОУ и основной образовательной программой; развитием воспитанников.
- профессиональные умения, которые необходимо развить или сформировать;
- средства (модели, механизмы) решения поставленных целей и задач.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.
В соответствии с направлениями реализации образовательных областей, которые вы видите на экране, определенным ФГОС ДО.
В диагностические карты по образовательным областям, включены разделы «Самооценка» (заполняется педагогом на основе самоанализа, «Экспертная оценка» (в качестве эксперта может выступать коллега – воспитатель, старший воспитатель). В данные разделы вписываются баллы по шкале: 5 баллов – проявляется в деятельности педагога постоянно; 4 балла – проявляется часто; 3 балла – проявляется иногда; 2 балла – проявляется редко; 0 баллов – не проявляется. Подсчитывается в средний балл и вписывается в соответствующую графу.
Средние баллы суммируются по каждой образовательной области. На основе этих данных составляется персонограмма. Персонограмма составляется на начало периода реализации образовательного маршрута, ее данные корректируются каждый учебный год.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
Рекомендации к заполнению карты индивидуального образовательного маршрута.
Карта индивидуального образовательного маршрута заполняется по основным направлениям образовательной деятельности, определенным ФГОС ДОО, которые включают как реализацию образовательных областей, так и создание условий для индивидуального развития, эмоционального благополучия и социализации детей. Карта включает в себя следующие разделы:
- период: определяется на межаттестационный период (5 лет) на каждый учебный год;
- уровень мероприятий включает три возможных варианта: персональный (самообразование, повышение квалификации, командный (участие в деятельности педагогических сообществ, в рабочих, проюлемных, творческих группах, методический (участие в организации и проведении методических мероприятий: выступления на педсоветах, семинарах, проведение консультаций для коллег, организация мастер-классов и др.);
- педагогический продукт – это реальные результаты, отраженные в определенном материальном носителе (рабочие программы, перспективные и иные планы работы с детьми, составление методических копилок, созданые в группе тематические центры, сценарий праздника, пакет даагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности, программа работы с родителями, публикации и т. д.); обязательно указывается тема/название полученного педагогического продукта;
- субъективные достижения определяются педагогом на основе профессиональной рефлексии, это не что иное как выражение педагогом отношения к предполагаемым (позднее – к достигнутым) результатам и процессу их достижения, отраженное в форме эссе, самоотчета, самопрезентации и пр. ;
- формы презентации полученных достижений как обобщение инновационного опыта с указанием места и времени презентации.
Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога.
3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
Показателями открытого образовательного пространства являются:
- многообразие и вариативность образовательных предложений :
Формы работы с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т. д.).
Формы работы с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год и т. д.).
Работа в профессиональных сообществах (организация работы кружка, создание рабочей учебной программы, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовка (проведение) мастер-класса для педагогов, знакомство со статьями в периодической печати, написание отчета о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организация работы кружка на следующий учебный год, создание учебной программы и т. д.).
- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей.
Оправдал ли себя план? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Планировалась ли исследовательская, проектная работа?
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась (психологическая, педагогическая, научная и т. д. ?
Ожидаемым результатом реализации ИОМ выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.