Надежда Минаева
Диагностика детей с аффективным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика детей с аффективным поведением.
Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.
Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения : повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.
Публикация «Диагностика детей с аффективным поведением» размещена в разделах
Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большой части является лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики : «Как бы ты поступил? Которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект.
Основные черты поведения аффективных детей следующие :
-в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;
-боятся засыпать, перед сном ждут непременно страшного
-не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;
-не могут включиться в коллективную игру, занятие;
-боятся животных : всех подряд или одного из них;
-скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими ;
-проявляют скрытность из-за боязни попасть в определенную ситуацию;
-не могут выбрать что-либо одно,хотят взять все;
-не осознают свои действия, словесно предполагают самые несуразные вещи;
-в конкретной ситуации не знают как поступить;
-очень послушны, в определенной ситуации сначала пугаются,затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых ;
-часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками,ногами ; могут впадать в состояние кратковременной истеричности;
-боятся, но затаив дыхание, смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут когда появится «чудовище», после этого проявляют повышенную боязливость;
Для изучения детей эти же ситуации можно обозначить на рисунках, которые сопровождаются рассказом взрослого и обыгрывание на неопределенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос «Как бы ты в этом случае поступил?». При этом учитывается, что ребенок может при решении ситуации поступить, как желают взрослые, как «полагается». Поэтому оценивать не ответы детей сами по себе, а сопоставлять им ответы взрослых (воспитателей, родителей).Это позволяет выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут соответствующим образом выйти из них.
Следует иметь в виду,что эти дети очень зависят от конкретной ситуации. Ребенок как «залипает» в ней, не может из нее никак выйти. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам прекращает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке,наконец. купили понравившуюся игрушку. она все равно продолжает горько плакать.
Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности их поведения. Этим то и объясняется, к примеру, то, что эти дети, боящиеся чудовищ, постоянно думают о них, рисуют, включают в игру. каждый раз при этом испытывая непреодолимый страх.
Третья характерная черта детей с аффективным поведением связанна с четким разделением познавательной и чувствительной сфер проявления личности ребенка. Единства аффекта и интеллекта, на которые указывал Л. С. Выготский, как на непременное условие формирование детской личности, у таких детей нарушается, и степень наличия определенных знаний, что часто помогает контролю за повелением, у этих детей не имеет решающего значения. Так мальчик говорит взрослому : «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но я все равно боюсь и убегаю».
Наконец, четвертой характерной чертой аффективных детей является их безинициативность, внешняя послушность взрослому. Покорно выполняют просьбы взрослых. Не могут ничего сказать из-за поражденого страхом спазм голосовых связок
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не может выйти из этой ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на личную картину, уход от неоднозначных, альтернативных смысловых трактовок,игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.
Ситуации, позволяющие выявить детей аффективным поведением
1 мальчик учиться в первом классе. Накануне вечером он учил стихотворение, которое задали на дом. Рассказывал его всем дома, с выражением, без запинки. В школе, когда его вызвали к доске, он растерялся и забыл стихотворение. Ему поставили двойку…
2. Как-то мальчик (девочка) с мамой пошел в магазин. Они встали в очередь, она была очень длинной. Они стояли долго, долго…
3. Папа обещал сыну (дочери), что когда он освободился, они пойдут в магазин «детский мир» и купят только одну игрушку. Когда вошли в магазин, то мальчик (девочка) увидел много красивых игрушек: машину, танк, пистолет, самолет и т. п. (куклу, мебель, посуду, швейную машинку и т. п. …
4. Папа хочет, чтобы сын (дочка) вырос бесстрашным и сильным, чтобы он поскорее взрослел. Мальчика (девочку) уложили спать в темноте…
5. Мама попросила сына (дочь) убрать в уголке игрушек. Он (она) не любил этого делать, но мама говорила, что это обязательная работа. И вот мальчик (девочка) начали убирать, а в это время по телевидению стали показывать мультфильмы …
6. В группу воспитатель принес очень интересные новые игрушки, но игрушек было очень мало, и мальчику (девочке) не досталось…
7. Во дворе играли в интересную игру. Мальчик (девочка) долго стоял возле детей, но никак не мог с ними заговорить, попросить чтобы его приняли в игру и…
8. Папа купил сыну (дочери) очень интересный конструктор. Он стал собирать из конструктора модель, но у него ничего не получилось…
9. Мальчик (девочка) смотрит телепередачу. Вдруг на экране появился огромный дракон. Он зарычал, открыл страшную пасть и выпустил огонь…
10. Мальчику (девочке) читаю сказку «аленький цветочек» - «когда купец сорвал цветок, загремел гром, засверкали молнии, и появилось страшное чудовище…»
11. В зоопарке мальчик (девочка) попросил поставить его на бортик около клетки. В клетке был тигр. Вдруг он зарычал и открыл огромную пасть. Мальчик (девочка) чуть не упал…
12. Дети пошли в цирк. Заключительным номером программы было выступление акробатов под куполом цирка. Весь зал замер, даже оркестр перестал играть. Мальчик…
13. Мама с мальчиком (девочкой) пришли в магазин, чтобы купить туфли. Но в это время он увидел много красивых игрушек и стал просить маму купить игрушку. Мама не соглашается. Говорит, что игрушек много, и нужно купить туфли…
14. Мальчик (девочка) играет на улице с детьми. В самый интересный момент его зовут домой…
15. Мама и папа собираются в дом отдыха и отправляют сына (дочку) в гости к бабушке с дедушкой в деревню. Он сел в автобус и…
16. В буфете стояла красивая ваза, ее подарили маме на день рождение. Мальчик (девочка) бросил мяч и разбил ее. В это время в комнату вошла мама…
17. В детском саду делали прививки. Мальчика (девочку) вызвали в кабинет…
18. У мальчика заболел зуб, и его привили в поликлинику. Доктор достал большие щипцы…