МААМ-картинки

Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения

людмила мягких
Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

«Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения».

Автор: воспитатель

Мягких Людмила Николаевна

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека.

В дошкольном детстве здоровье ребенка формируется в двух основных средах: семье и дошкольном учреждении. Обе среды являются микросоциальными системами, на фоне которых формируется здоровье дошкольника в самом широком смысле этого понятия (от физического до нравственного).

Публикация «Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения» размещена в разделах

Анализ педагогической практики доказывает, что без помощи родителей невозможно получить значимые результаты даже при реализации хорошо зарекомендовавших себя оздоровительных технологий.

Разработка концепции совместной деятельности позволяет педагогам дошкольного учреждения и его руководителю осмыслить ее сущность, специфику и структуру построения деятельности и распределение обязанностей.

В основе концепции совместной работы дошкольного учреждения и семьи обязательны : наличие совместной программы здоровьесбережения воспитанников и добровольное принятие родителями ответственности за реализацию соответствующих разделов программы.

Цель: обеспечение физического здоровья воспитанников, способствование совершенствованию и развитию основных систем жизнеобеспечения организма.

Задачи:

1. Обеспечение гигиены тела и нервной системы детей.

2. Развитие выносливости и физической работоспособности детей.

3. Развитие адекватной реакции организма детей на изменение температуры среды.

4. Развитие жизненной емкости легких, повышение жизненного индекса.

5. Приобретение навыков сохранения правильной осанки.

6. Повышение сопротивляемости организма к аденовирусным инфекциям.

7. Обеспечение оптимальных темпов прироста физических качеств детей: выносливости; силы, ловкости, гибкости, быстроты.

8. Обогащение двигательного опыта детей посредством формирования устойчивых двигательных навыков в процессе обучения движениям.

9. Приобретение детьми знаний и навыков ухода за своим телом, воспитание привычек здорового образа жизни.

10. Воспитание навыков организованного поведения.

Основные принципы совместной работы с родителями:

• Принцип целостности подходов к обеспечению здоровья детей.

• Принцип целенаправленности и последовательности работы на основе программы.

• Принцип индивидуализации и дифференциации совместной работы дошкольного учреждения и родителей на основе классификации семей, анализа культуры их здоровья и позиции в отношении здоровья своих детей.

Основные методы обеспечения здоровья и физического развития воспитанников дошкольного учреждения.

• Рационализация режима жизнедеятельности детей- это нормативное чередование активной деятельности и отдыха, регулирование приема пищи, проведение релаксационных пауз и психотренингов.

Система двигательных нагрузок в соответствии с возрастными возможностями растущего организма ребенка включает: физкультурные занятия, разнообразные гимнастики, физкультурные досуги и развлечения, физкультурные паузы, малый туризм, организацию двигательной деятельности во время прогулок, создание условий и стимулирование самостоятельной двигательной деятельности детей.

• Закаливание организма детей с помощью естественных сил природы.

• Обучение воспитанников несложным оздоровительным практикам : различным способам дыхания, психосаморегуляции состояния, самомассажу, оздоровительному бегу, принятию закаливающих процедур, уходу за своим телом и т. д.

• Обеспечение регулярного и полноценного питания.

• Лечебно- профилактические мероприятия.

• Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта посредством проведения спортивных праздников и развлечений.

Основные разделы программы

1. Диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами.

Отнесенность детей к определенной группе здоровья.

Уровень заболеваемости воспитанников каждой возрастной группе по сравнению со средними показателями по дошкольному учреждению в целом, а также уровень заболеваемости каждого воспитанника по отношению к средним общим показателям всей группы.

Уровень развития физических качеств и физической подготовленности детей в соответствии с возрастными возможностями.

Оценка функционального состояния организма детей.

2. Организация двигательной деятельности детей.

Физкультурные занятия

Разнообразные гимнастики

Физкультурные досуги и развлечения

Физкультурные паузы

Малый туризм

Создание условий и стимулирование самостоятельной двигательной деятельности детей

Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта.

3. Закаливание организма детей.

Воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде, дневной сон без маек.

Солнечные процедуры.

Водные закаливающие процедуры:

Влажное растирание

Ходьба по мокрым дорожкам

Обливание стоп и голени

Погружение на 2-3 сек ног в воду

Обширное умывание (лицо, руки до локтя, верхняя часть груди)

4. Оздоровительный практикум.

Обучение элементарным навыкам гигиены, ухода за своим телом, приемам самомассажа, полосканию горла, дыхательным упражнениям, поведению в экстремальных ситуациях, оказанию элементарной помощи.

5. Лечебно- профилактический

Контроль осанки

Подбор мебели в соответствии с ростом детей

Профилактический прием оксолиновой мази для носа

Сбалансированное питание

Потребление фитоцидов (лука, чеснока)

Употребление витаминных напитков (шиповник, лимон)

Употребление фруктов (второй завтрак)

6. Работа с родителями.

Родительские собрания

Санитарно- гигиеническое и психолого- педагогическое просвещение в непосредственных формах общения специалистов и родителей (лекции, семинары, практические занятия, а также посредством использования тематических стендов.

Организация совместных спортивных досугов и праздников.

Организация совместных дней здоровья.

Организация дня открытых дверей.

7. Контроль эффективности системы оздоровительной работы.

Оценка динамики физического развития детей

Оценка уровня зрелости нервных процессов

Оценка заболеваемости детей

Результативность оздоровительной работы

Методические указания к управлению реализацией программы.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта меду семьей и детским садом.

Основные показатели доверия родителей дошкольному учреждению определить с помощью опросного листа.

Привлечение родителей к обсуждению программы и технологий здоровьесбережения воспитанников.

Перечень нормативно- инструктивных документов.

• Конвенция о правах ребенка

• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24. 07.98, № 124-ФЗ (с изменениями от 20.07.2000)

• Закон «Об образовании»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений

• Письмо Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21.12. 99 № 13-16 / 42

• Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03.2000 № 65/23-16

• Устав детского сада.

Приложение. 1.

Физическое развитие оценивается по следующим показателям:

Длина масса тела и их допустимые отклонения у детей.

возраст Тип ребенка Длина тела, см Отклонение, см Средняя масса, кг Отклонение, кг

3 Б 105,4 2,8 16,8 2,5

С 98,7 2,5 13,4 1,9

М 91,3 1,9 11,3 1,6

4 Б 113,3 2,2 17,1 2,3

С 106,23 2,4 15,4 1,5

М 98,5 2,1 12,2 1,9

5 Б 120,4 2,9 24,3 2,4

С 111,6 2,7 16,3 2,1

М 104,0 2,2 13,9 1,9

6 Б 124,2 2,3 27,2 2,2

С 118,7 2,2 21,7 1,8

М 113,2 2,4 16,2 2,2

7 Б 131,6 2,9 29,2 2,2

С 123,1 2,6 23,7 1,9

М 118,6 2,1 18,2 2,2

Примерный протокол- оценки уровня развития физических качеств детей.

Возрастная группа средняя(4-5лет)

Дата обследования- сентябрь

Возрастно- половые показатели:

Тест№1. Прыжок в длину с места: мальчики-60-90; девочки-53-93.

Тест№2. Бег на 30 м: мальчики-10,5-8,8; девочки-10,7-8,7

№ Ф. И. ребенка Тест№1 оценка Тест№2 оценка И т. д. Индивидуальный зачет по физическ. Качествам баллы Индивид оценка уровня развития физич. качеств Примечание

мальчики

1 Данила 91,7 0/3 9,8 Н/2 … 5 Выше норы

2 Егор 84,5 Н/2 8,9 Н/2 … 4 Норма

3 Артем 82,9 Н/2 10,0 Н/2 … 4 Норма

4 Антон 67,7 Н/2 9,3 Н/2 … 4 Норма

Средний балл по группе мальчиков 2,25 2

девочки

1 Соня 65,4 Н/2 10,6 Н/2 4 норма

2 Полина 72,6 Н/2 10,5 Н/2 4 норма

3 Вика 81,0 Н/2 9,4 Н/2 4 норма

4 Лиза 92,6 Н/2 8,8 Н/2 4 норма

Средний бал по группе девочек 2,0 2

Средний бал по всей группе 2,12 2

Оценка группы по тесту Выше нормы норма

Примечание. Оценка производиться по следующим критериям:

Пессимальный (ниже нормы) результат -1 балл (П/1)

Норма (соответствующий границам половозрастной нормы) – 2 балла (Н/2)

Оптимальный (превышающий границы половозрастной нормы)- 3 балла (О/3)

Приложение2.

Оценка физического нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2008

Приложение3.

Оценка заболеваемости детей

Средние показатели заболеваемости в дошкольных учреждениях составляют- 14,7 дня

Средние показатели заболеваемости по дошкольному учреждению составляют 12,4 дня

Расчеты 14,7-12,4=2,3 80*2,3/14,7=12,5%

Общая результативность работы дошкольного учреждения по снижения заболеваемости-80=12,5=92,5%

Приложение 4.

Оценка результативности оздоровительной работы

№ Показатели оценки Исходные данные (в % от нормы) Первое полугодие Второе полугодие Оценка Повышение (понижение) результативности в %

1 Физическое развитие 74 78,2 81,7 Ниже нормы 7,7

2 Функциональное состояние 67,8 69,8 74,5 Ниже нормы 6,7

3 Развитие физических качеств детей 9 13,2 13,9 норма 4,9

4 Рационализация двигательного режима 80 89 96 оптимум 16

5 Двигательная активность 70 81 87 оптимум 17

6 Зрелость нервных процессов 85 88 91 норма 6

7 Заболеваемость 74,5 79,6 81,8 оптимум 7,3

Примечание. Данные приведенные в таблице условны.

Список используемой литературы:

1. Алямовская В Г. Психолого- педагогический мониторинг в дошкольном учреждении компенсирующего вида. - М. : Восхождение, 2007.

2. Алямовская В. Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольном учреждении // Педагогическое обозрение. - 2003- №5

3. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Сборник. // Составители Н. А. Ноткина, Л. И. Кузьмина,Н. Н. Бойнович. -СПб. : Детство-Пресс, 2008.

Публикации по теме:

Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения .

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в физкультурно-оздоровительной работе с детьми Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в физкультурно-оздоровительной работе с детьми Правильно воспитать здорового ребенка можно.

Автор публикации:
Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 22:13
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем людмила мягких (УИ 125464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД