Руденко Светлана Николаевна
Конспект логоритмического занятия «Путешествие в весенний лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес»
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические задачи :
1. Воспитание чувства ритма.
2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием.
Публикация «Конспект логоритмического занятия „Путешествие в весенний лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
4. Воспитание навыков движения под музыку в сочетании с голосом.
Логопедические неречевые задачи :
1. Развитие слухового и зрительного произвольного внимания.
2. Развитие зрительных представлений.
3. Коррекция нарушений общей, пальчиковой, мимической,
моторики.
4. Воспитание поведенческой активности, подражательности в играх и упражнениях, самостоятельности, произвольности.
5. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Логопедические речевые задачи :
1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание.
3. Воспитание мягкой атаки голоса, высотного диапазона голоса, развитие просодии.
4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации.
5. Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой.
6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года.
Педагогические задачи:
1. Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;
2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр.
3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.
Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы - шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия. Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности.
Педагог: Ребята, сегодня на нашем занятии мы отправимся с вами в путешествие в лес. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд.
2. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений.
Педагог: Всем направо повернуться.
(Дети выполняют поворот направо).
В локтях рученьки согнуться.
(Дети сгибают руки в локтях).
3. Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.
Дети: Раз, два, три -
Поездом вдруг стали мы.
(дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)
Педагог: Первый будет паровозом.
Даст вагончикам сигнал.
Ребенок: Загудел паровоз: «У-у-у».
И вагончики повез.
( Музыка: Метлова «Поезд»)
Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: «Чу-чу-чу». В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: «Ш-ш-ш».
4. Воспитание координации речи с движением.
Педагог: Станция «Лесная». Вот, она какая!
(Выполняет выразительный, указательный жест правой рукой, дети повторяют за педагогом слова и движение)
Педагог: Перед нами лес большой,
(Медленно поднимает руки вверх, дети повторяют слова и движения за педагогом)
Педагог: Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые.
(Медленно опускает руки вниз, дети повторяют слова и движения за педагогом).
Педагог: Кто знает, когда это бывает?
Дети: Это бывает ранней весной.
5. Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
Педагог: А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.
Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три», хлопая в ладоши. Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают:
«Деревьями вдруг стали мы:
две елки, березы, еще три сосны»
(Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх)
Педагог: Деревья качает легкий весенний ветерок.
Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).
Педагог: Ветер усилился.
Дети выполняют наклоны вправо - влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена).
6. Развитие координации пальцев рук и речи.
Педагог: Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.
Дети пропевают: - лист кленовый,
- лист дубовый,
- лист березовый,
выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками
(музыка «Во - саду ли, в огороде»).
7. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки.
Педагог: Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.
Но подул вдруг ветерок.
И посыпался снежок.
Мы сейчас пойдем
И снежиночки возьмем.
Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.
(музыка «Вальс снежинок» Чайковского)
Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.
Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Педагог: Какие у нас снежинки?
Дети: Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.
8. Воспитание продолжительного выдоха.
Педагог: возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.
Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)
9. Развитие просодического компонента речи. Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие вокальных навыков.
Педагог: но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.
Звучит музыка Моцарта «Приди, о май».
- Приди, о май, и снова,
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.
(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки.).
10. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.
Педагог: Раз оказались мы с вами сегодня в лесу, то обязательно узнаем, как лесные жители встречают весну. Они сейчас нам все расскажут и все покажут.
Воспитатель помогает детям надеть костюмы.
(музыка Тиличеевой «Зайчик», выбегают 4 зайчика)
1 зайчик: Пора мне зайчику линять.
2 зайчик: Пора мне шубку поменять
3 зайчик: Летом серым быть могу,
4 зайчик: Не надо прятаться в снегу.
Зайчики исполняют танец.
(Музыка - Жилинская «Пляска зайцев»).
1-3 часть - прыжки,
2 часть - «моют» лапки,
4 часть - «слушают» ушками.
Педагог: Молодцы зайчики! А к нам спешат другие лесные жители. (Выбегают две белочки, посматривая по сторонам.)
1 белочка: Мы спешили, мы спешили
2 белочка: На зиму грибы сушили.
1 белочка: Орешков сделали запас.
2 белочка: Запасы выручили нас. Вместе: Мы зиму пережили
Весну встречать решили.
Педагог: Ну что ж, старайтесь, в добрый час! (белочки танцуют импровизируя.)
(Музыка - пьеса «Медведь» мишки медленно и тяжело передвигаются по залу)
1 мишка: В берлоге спал я долго.
2 мишка: Мне снился зимний сон.
3 мишка: Но солнышко пригрело.
4 мишка: И вмиг растаял он!
Вместе: Весна пришла, весна пришла!
Проснуться нам пришла пора!
Педагог: Замечательные медвежата! А на встречу с нами спешит еще кто-то.
Звучит музыка («Этюд» Шитте) выбегают «ежи».
1 еж: Я тоже спал как мишка.
2 еж: На ветках и траве.
Вместе: В моей квартирке теплой. Вдруг стало жарко мне.
Педагог: Ну что же, все у вас толково.
К весне, пожалуй, все готово.
Вы все трудились! Молодцы!
Теперь пришла пора игры!
11. Воспитание переключаемости движений, тормозных установок.
Педагог: Будем с бубном мы играть.
Нужно водящего выбирать.
Раз, два, три - ты скорее выходи!
Дети стоят в кругу. Водящий ребенок в центре с бубном
(музыка Шварца «Кто скорей»)
Играющие стоят в кругу. Водящий ребенок с бубном - в центре, около него стул.
1 такт - водящий стучит 2 раза в бубен;
2-3 такт - бежит внутри круга;
4 такт - останавливается около ребенка, протягивает ему бубен в горизонтальном положении;
5 такт - ребенок, которому протянули бубен, ударяет в него 2 раза и отходит (спиной) за круг. (Движения повторяются). Таким образом, за круг выходят двое детей. С окончанием музыки водящий кладет бубен на стул и становится в общий круг.
Во время 9-16 тактов – дети, взявшись за руки, двигаются боковым галопом вправо по кругу. Стоящие за кругом дети, хлопают в ладоши.
С окончанием музыки дети поднимают вверх руки «воротца» и говорят: «Раз, два, три – бери»
Стоящие за кругом дети бегут к бубну. Ребенок первым взявший бубен становится водящим.
Педагог: Веселились и играли.
Отдохнуть решили мы.
Сядем на свои места.
Слушать музыку пора.
(Дети садятся в кружок на ковер)
12. Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.
Звучит «Колыбельная» Моцарта
Педагог: Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.
Педагог: Что нам хочется делать под такую музыку?
Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.
Педагог: Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.
Педагог: Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.
13. Развитие просодического компонента речи.
Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).
Нежно скрипочка играй - ля-ля-ля-ля-ля
Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду
Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.
14. Развитие слухового внимания, музыкального слуха.
Педагог: Поиграем сейчас под музыку в прятки?
Звучит музыка Кулау «Ширмочки».
Дети выполняют движения под музыку: под громкую – хлопают в ладоши, под тихую - «прячутся», прикрывая лицо ладонями.
15. Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.
Педагог: А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.
Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!
А мне в ответ: А-у! А-у!
Педагог: Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?»
Дети: Первый звук А.
Педагог: Какой второй звук в слове «АУ?»
Дети: Второй звук У.
Педагог: Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).
Педагог: Вот и настала пора нам снова стать девочками и мальчиками.
Дети проговаривают под музыку (три аккорда) слова одновременно выполняя хлопки:
«Раз, два, три-
Девочками, мальчиками
Снова стали мы!»
Воспитатель помогает детям снять маски.
16. Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии.
Педагог: Сегодня у нас с вами было путешествие в лес. На чем мы отправлялись в путь?
Дети: На поезде.
Педагог: Какие деревья мы видели в лесу поздней осенью?
Дети: Деревья в лесу поздней осенью стоят голые, без листьев.
Педагог: Что сегодня принес нам порыв холодного ветра?
Дети: Ветер принес нам последние снежинки. Последний снег.
Педагог: Значит, снова зима к нам придет?
Дети: Нет, это зима с весной борется.
Логопед : Как вы думаете, кто же победит?
Дети: Победит весна.
Педагог: Каких зверей мы увидели сегодня в лесу?
Дети: Мы увидели зайцев, мишек, белочек, ежей.
Педагог: Мне сегодня понравилось, как вы пели, выполняли движения под музыку, внимательно все слушали и правильно отвечали на вопросы. Ребята, лесные звери решили нас угостить. Они оставили для вас корзину с яблоками.
(Педагог раздает детям угощения)
Использованная литература
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – СПб. : Петербург – ХХI век», 1997.- 286 с.