Лихачёва Татьяна
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Колокольные звоны»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Колокольные звоны».
Цель:
формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах.
Задачи:
• знакомить с особенностями архитектуры церквей и храмов, историей их возникновения;
• учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ колокольных звонов, различать разное настроение музыки: весёлое, праздничное, задумчивое, грустное, тревожное, скорбное;
Публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников „Колокольные звоны“» размещена в разделах
• продолжать учить внимательно рассматривать картины, слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, выделять средства художественной выразительности;
• учить изображать в рисунке впечатления, полученные на занятии, самостоятельно выбирая средства изображения;
• закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах;
• развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, нравственно-эстетические чувства детей через восприятие музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;
• воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные и литературные произведения, произведения живописи, чувство патриотизма в процессе восприятия музыкальных произведений о Родине, русской природе.
Предварительная работа: экскурсия в храм, сюжетное рисование, рассматривание произведений изобразительного искусства, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и фортепиано.
Материалы: иллюстрации с изображениями церквей; картины: «Купола и ласточки» (К. Юон, «Соборная площадь в Московском Кремле» (Ф. Алексеев, аудиозапись колокольного звона; музыкальные произведения: «Звонили звоны» (Г. Свиридов, «Колокольный звон» (Э. Григ, «Кампанелла» (Н. Паганини, «На тройке» (П. Чайковский, «Колокола» (С. Рахманинов, «Богатырские ворота» (М. Мусоргский, «Кошкин дом» (И. Игнатьев); иллюстративный материал к музыкальным произведениям.
***
Дети входят под музыку «Колокольный звон» Э. Грига.
Воспитатель по изодеятельности. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о церквях и храмах. (Обращает внимание на панно с фотографиями церквей). Издавна на Руси в память о великом событии принято было возводить храм. Церковь строилась на самом высоком и просторном месте. Это настоящее произведение искусства. К строительству привлекались архитекторы, которые задумывали, как построить церковь, скульпторы возводили статуи и колонны, художники, расписывающие церкви внутри и снаружи, писали иконы. Давайте внимательнее рассмотрим эти красивые здания. Какой необыкновенной формы крыши. Они называются купола, а еще их можно назвать луковки. Купола покрыты золотом и лазурью. А какой интересной и приятной формы окна! Эти здания украшены колоннами, налепными узорами.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровлю крыли лазурью снаружи.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы, балкончики,
Луковки да купола…
Ребята, много лет в России церкви и храмы разрушались. Но теперь настали времена, когда эти произведения искусства восстанавливают и возводят новые строения. Даже в нашем городе они строятся. Вы были на экскурсии и видели, какая красивая церковь у нас строится. Каждый храм и каждая церковь являются историческим и культурным памятником, который охраняется государством.
Ребята, это высокое, величавое здание называется собором. Это главная церковь в городе. А рядом стоит высокая колокольня с колоколами. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город. Колокола своим звоном призывают людей для молитв, возвещают о начале богослужения. Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь – и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках, свадьбах. Во время народного гуляния в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных траурных событиях. Они так и называются: будничный, свадебный, встречный, красный, праздничный. На колокольный звон шёл к людям заблудившийся путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.
Музыкальный руководитель. Колокольный звон – это древнее искусство, мастерство. Давайте послушаем, как они звучат.
Включает аудиозапись «Софийские звоны».
А вот как изображает звуки маленького колокольчика итальянский композитор Никколо Паганини в своей знаменитой «Кампанелле». В переводе с итальянского «Кампанелла» означает «колокольчик». Послушайте, как он звучит.
Дети прослушивают аудиозапись.
Какой у него звук?
Дети. Звонкий, чистый, сверкающий.
Музыкальный руководитель. Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким. Посмотрите, какое настроение передается в музыке. Обратите внимание, что в музыке звучит настоящий колокольчик.
Дети прослушивают запись.
Музыка звонкая, сверкающая, веселая. В «Кампанелле» слышен быстрый, нежный звон маленького колокольчика – музыка игривая, танцевальная, звучит светло. В каком регистре?
Дети. В высоком.
Музыкальный руководитель. Правильно, создаётся ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали. А вот ещё одно музыкальное произведение, в котором композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы или бубенчики. П. Чайковский написал пьесу «На тройке». Перед пьесой композитор поместил стихотворение Н. Некрасова:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик – веселей, и не собьёшься с пути в пургу. Летишь, а вокруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки, вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг! Давайте мы с вами вместе позвеним бубенчиками под веселую музыку пьесы.
Звучит аудиозапись.
Послушайте, как композитор передает звон колокольчиков – в высоком регистре быстро-быстро исполняются звуки, как переливы бубенцов. А теперь послушайте музыку совсем другого характера. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал целую поэму для оркестра, хора и солистов, которую так и назвал «Колокола». В поэме четыре части, повествующие о человеческой жизни: человек рождается, растет и, прожив свою полную радостей и невзгод жизнь, умирает. Вот тогда же и слышен похоронный звон. Грустный, тихий, скорбный, медленный звон, прерываемый молчанием, остановками, сообщает о прощании с близкими людьми.
Звучит аудиозапись четвертой части.
В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. Такой колокольный звон, тревожный, раскатистый, называется набатом. А теперь давайте вспомним, в какой сказке начинается пожар и звонят в набат колокола. Кто написал эту сказку?
Дети. Это «Кошкин дом» С. Я. Маршака.
Ребенок играет пьесу. Дети отвечают.
Давайте вспомним слова русской народной потешки «Дон-дон…». На эти слова композитор В. Кирюшин написал песню «Дон-дон». Мелодия её очень простая, давайте её споём.
Дети поют песню.
Молодцы, а теперь споём тревожно, взволнованно под сопровождение и сами будем звонить в колокола, как настоящие звонари.
Дети выполняют.
Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.
Воспитатель по изодеятельности. Ребята, мы сегодня много говорили о церквях, колокольном звоне. А как вы думаете, для чего люди ходят в церковь?
Дети отвечают.
Люди ходят в церковь не просто помолиться, а подумать о самом себе, своих хороших и плохих поступках, пожелать добра и здоровья своим самым родным и близким. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
Дети. Да!
Воспитатель по изодеятельности. А теперь я вам предлагаю пойти вместе со мной в изостудию и нарисовать, что вам больше всего понравилось и запомнилось.