Наталья Ашабокова
Конспект занятия «Колокольные звоны России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, воспитывать чувства гордости за свою Родину.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с колоколами, колокольном звоне, показать какое значение имеют колокола в русской истории, литературе.
2. Развивать интерес к речи как особому объекту познания: учить определять однокоренные слова:
Публикация «Конспект занятия „Колокольные звоны России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
колокол – колокольный - колокольня; звон – звонарь, звонить.
3. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.
4. Развивать творческие способности детей, посредством театрализованной деятельности.
5. Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Материал:
1. Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
2. Музыкальный центр, диски с записью колокольного звона.
3. Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских хра-мов, колоколов)
4. Заготовки колокольчиков из солёного теста, гуашь, кисти, клеёнки, салфетки.
5. Ширма, перчаточные куклы, костюмы для ряженья, атрибуты для театрализации.
Предварительная работа:
• Лепка колокольчиков из соленого теста.
• Оформление презентации.
• Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
• Заучивание стихотворений.
Ход занятия
Дети играют, взрослый звенит в колокольчик.
В. - Колокольчиком звоню, всех ребят к себе зову!
Скажите, что сейчас звучало?
Д. колокола, колокольный звон
В Мои юные друзья, вам нравиться, как я сегодня выгляжу? Как думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей) я вам подскажу загадкой:
- Язык есть - речей нет, а вести подает и поет.
Д. - колокольчик
Хочу я продолжить знакомить вас с интересным искусством русского народа - колокольными звонами. Какое красивое изобретение рук человека!
- кто может перечислить части колокольчика? А из чего изготавливают колокольчик? (ответы детей)
Всегда славилась Россия своими соборами, церквями да колоколами. (Воспитатель подводит детей к плакатам русской храмовой архитектуре)
Энциклопедический словарь «Христианство» дает такое определение храму: «Под именем «храм» в Православной церкви подразумевает особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Люди приходят в храм, чтобы обращаться к Богу в молитвах, благодарить и славить Бога, служить Ему красивым пением, слушать красивое звучание колоколов. Кроме того, каждый храм имеет свое название, в зависимости от того священного события или человека, в память которых он построен. Смотря на всю эту красоту невольно вспоминается стих Есенина про колокол. - Кто может рассказать этот стих?
Ребё нок: Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам. (С. Есенин)
В. - Что может сказать нам звук колокола? (ответы детей)
Но что бы насладиться звучанием колокола, необходимо побывать в этом красивом месте. Хотите побывать в Храме и услышать красивое звучаение колоколов? Как будете вести себя в храме? (ответы) (Воспитатель рассаживает детей на ковре)
Колокола и колокольчики будто разговаривают.
Игра-сравнение «Угадай звон» (что говорит нам этот звон, а этот? как они называются, в чем отличия)
- Кажется, я слышу звон. (Воспитатель подходит к групповой колокольне и звенит в колокольчик.)
В. Это наш колокольчик групповой звенит, хочет сказать, что сейчас по нашему телевизору будут показывать интересный фильм. Хотите посмот-реть?
«Показ презентации»
В. - Не так просто звонить в колокола, искусству колокольного звона надо много учиться» Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному зво-ну. (Воспитатель ведет детей к мини музею колокольчиков)
Например, были такие: «Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет»; «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!
(Дети поют попевки хором и соло, подыгрывая над колокольчиком).
- А теперь давайте поиграем в звонницу, я раздам вам колокольчики, разной величины и звучания.
В. -А можно ли у нас в городе Вихоревке услышать колокольный звон? (ответы детей)
Звучит красный звон, на ширме появляются куклы – зазывалы. (Воспитатель одевает две куклы –перчатки)
- Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Зазвучали шутки, смешные прибаутки.
Народ собирается
Ярмарка начинается!
сценка
Воспитатель предлагает двоим детям стать продавцами. Детям в руки дают подносы с платками и кепками.
1. Ребенок: А на ярмарке товары:
Продаются сарафаны,
Разбирай платки цветные
И кокошники любые.
2. Ребенок: Покупайте для души
Разноцветные ковши,
До чего товар хорош
– Тут уж мимо не пройдёшь.
(дети одеваются, кокошники, кепки, смотрятся в зеркальце)
Песня «Как на ярмарке» (игра хороводная)
Воспитатель садится за столик принимая роль хозяюшки. Созывает детей.
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Сижу, товар для продажи расписываю, да вот беда помощников у меня нет. - Что делать? Кто поможет?
В. - Превратимся мы в умельцев – мастеров, какими славилась наша Русь. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось. Принимайтесь за работу. Возьмите по колокольчику и украсьте его узором (разукрашивают под песню Динь –дон). Кто может напомнить правила обращения с краской? Посмотрите, какие разные получились колокольчики. Сегодня доказано учеными, что колокольный звон способен исцелять от разных болезней, поэтому предлагаю ваши колокольчики отнести домой. Пусть этот колокольчик станет символом добра света и здоровья.
В. - Что вам понравилось, о чём вы расскажите дома?
Сегодня наша встреча была посвящена колокольным звонам, присущим только лишь русскому человеку. А костюмы помогли нам с вами поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой. Я желаю вам ребята и гостям, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т. е. звон, который рассказывает о доброй вести. До свидания! (дети уходят под колокольный звон «Благовест»)