Тараканова Марина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Тараканова Марина Валерьевна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад№1, г. Лысково, Нижегородской области.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в процессе ознакомления с родным краем»
«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Ушинский
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» размещена в разделах
Сейчас Россия переживает один из непростых исторических периодов. Новое время диктует новые условия. В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. ФГОС ДО диктует новые требования к содержанию, условиям и результатам реализации дошкольного образования
Основные условия познавательного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО:
- поддержка интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в различных видах деятельности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об особенностях её природы.
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по данному направлению:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
В наше непростое время, каждый человек пытается оградить детей от зла, агрессии жестокого мира. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – разрушение личности. К сожалению, в современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, такие понятия, как добро, милосердие, справедливость, и патриотизм искажены
Поэтому одной наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников нравственных чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.
Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему родного края;
- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Нижегородского края;
- развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, родному краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;
- познакомить с достопримечательностями родного края;
- воспитывать чувство гордости за малую родину.
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы.
Я считаю, что наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются, прежде всего, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Знакомство детей с ближайшим окружением мы начали с территории детского сада, с улицей, на которой он расположен.
Мы планировали и проводили целевые прогулки, в ходе которых рассказывали, что улица 50 лет ВЛКСМ, на которой находится наш детский сад, получила свое название. в честь полувекового юбилея комсомола. Само название содержит историю. Проводя экскурсии «Наша улица», «Транспортные средства на улице», «Административные здания и магазины по улице «Мичурина» мы помогали дошкольникам понять увиденное, мы старались вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремились развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.
Далее диапазон целевых прогулок и экскурсий расширился – это город в целом, его природа, достопримечательности, исторические места и памятники.
Мы посетили Лысковский краеведческий музей. Дети узнали, что издавна Нижегородская земля славилась своими мастерами да умельцами. Много лет тому назад в Макарьеве была знаменитая Макарьевская ярмарка. На ярмарке было много разного товара. Люди приходили, приезжали с разных городов, делали покупки. Благодаря этому у детей появляется интерес к истории г. Лысково, гордость за свою Родину. Воспитанники делились знаниями со своими родителями. Все активно включились в работу по сбору информации о памятниках, достопримечательностях города, пословиц, поговорок, стихотворений, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине. Дружно все оформили альбом «Лысково». Прививая детям любовь к своему родному городу, мы показывали его своим воспитанникам в различные времена года. Проводили экскурсии именно там, где лучше всего дети могли бы наблюдать признаки того или иного сезона: весной – на центральной улице Ленина, где растут тополя; зимой – на заснеженных городских улицах, осенью - в городском парке.
Вернувшись после экскурсии в группу, мы старались узнать отношение детей к нашему городу с помощью следующих вопросов:
- Нравится ли вам наш город?
- Что больше всего вы любите в городе?
- Что мы сделали для того, чтобы наш город стал еще лучше?
Мы объясняли детям, что тот, кто горячо любит свой город, старается сделать его своим трудом еще краше.
Еженедельные прогулки и экскурсии позволили познакомить детей с происхождением названий улиц, площадью Свободы, центральной улицей Ленина и др. К одним и тем же памятным местам мы с детьми возвращались неоднократно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Те живые впечатления, которые дети получали на экскурсиях и прогулках, становились главной опорой для глубокого изучения родного края, воспитания бережного отношения к его истории.
Необходимо отметить, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому мы так организовывали деятельность, чтобы у детей долго сохранялся интерес к изучаемой теме. Для этого мы стали объединять в одно занятие разные виды деятельности: познавательную, музыку, изобразительное творчество, использовала приём сравнения (город раньше и теперь). Планируя образовательную деятельность, мы ставили перед собой задачу вызвать у детей чувство восхищения родным городом, родной страной, чувство уважения к своему народу, гордости за свою страну, знакомила с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, памятниками, известными людьми.
Блок занятий состоял из следующих тем: «Лысково - город наш родной», «Город прежде и теперь», «Памятные места родного города», «Природа нижеродского края края», «Люди, прославившие Лысково».
Занятие «Город прежде и теперь» прошло в сказочной форме. Дети узнали древнюю легенду происхождения названия нашего города.
Занятие «Лысково – город наш родной» прошло в форме путешествия. Ребята на автобусе отправились «в поездку» по родному городу. Выступая в роли экскурсовода, я попыталась подвести детей к самостоятельным выводам о том, что такое малая Родина, кого называют лысковчанами Знакомя детей с природой родного края, мы с ребятами побывали у подножья Оленьей горы,
а затем рисовали на интегрированном занятии «Животный и растительный мир родного края». В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием фотографий, макетов, иллюстраций мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки услышанному и увиденному.
В своей работе по воспитанию у дошкольников нравственных чувств часто использовали поэтическое слово. У нашей лысковской поэтессы Ольги Архиповой есть очень красивые стихотворения о нашем городе. Очень нравились детям стихи о родном городе.
Город есть с названием «Лысково»
Он на Волге широкой стоит.
Как сражался он с силой нечистою,
Каждый помнит и в сердце хранит.
Познакомили детей с песней «Лысковский вальс», которую написал наш земляк В. Сычёв.
Говорить о Лыскове можно бесконечно,
Но скажу я честно: «Я тобой горжусь!»
Процветай мой город и живи ты вечно…
Для меня ты, Лысково, маленькая Русь!
Если меня спросят, где бы жить хотел ты,
На чужбине дальней, иль в родном краю?
Я отвечу смело, я отвечу честно,
Только город Лысково, всей душой люблю.
Большое влияние на воспитание у дошкольников нравственных чувств оказывает информация о защитниках всей нашей необъятной Родины. Прежде чем рассказать детям о памятниках героям ВОВ в нашем городе мы рассмотрели иллюстрации в книгах о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны. После чтения рассказов беседовали с детьми и выяснили, что знают дети о героях войны, кого называют героями. Только после таких бесед мы на экскурсии рассмотрели памятник воинам, погибшим при освобождении нашей Родины от фашистских захватчиков. Во время беседы дети задавали много вопросов: «Кто эти люди, погибшие в боях? Сколько им было лет?» Всё это способствовало появлению благородных чувств уважения и благодарности к людям, защищавшим нашу Родину. Это на долгие годы сохранится в их сердцах. Мы поняли это, когда задала детям вопрос: «Зачем был установлен этот памятник?» Ваня сказал: «Чтобы помнили!» Этих слов было достаточно, чтобы понять, что дети не остались равнодушными. В группе был оформлен стенд: «Никто не забыт, ни что не забыто».
Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В этой связи трудно переоценить значение Государственных символов, которые являются частью культуры и истории страны.
Дети в старшем дошкольном возрасте начинают проявлять интерес к историческим событиям. Эти возрастные особенности детей позволяют познакомить детей с гербом города Лысково, России.
Рассказывая детям о гербе города Лысково, мы знакомили их со значением символов, изображенных на гербе: красная стена с башенкой, возвышающаяся над рекой символизирует славное прошлое г. Лысково. Золото - символ богатства, урожая, уважения, великодушия, постоянства. Красный цвет - символ красоты, мужества, трудолюбия.
Серебро - символ чистоты, открытости, примирения, освобождения.
Красный цвет - символ красоты, мужества, трудолюбия.
При планировании работы с детьми особое внимание уделяем развивающей предметно-пространственной среде. В группе действует мини музей «Промыслы Нижегородской области», цель создания которого - нравственное воспитание дошкольников, воспитание любви к родному краю, расширение представлений о его прошлом и настоящем. Мини-музей привлекает детей своей доступностью. Каждый экспонат – это целая история, это повод для бесед с дошкольниками. При ознакомлении с прошлым малой Родины через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи нравственного воспитания. Вся работа, проводимая в группе, по ознакомлению с малой Родиной, находит своё отражение в мини-музее.
На базе мини-музея проводилась экспресс-выставка «Лысково – любимый город», «Мы живем в России», «Природа нашей страны», «Символы г. Лысково», «Павлопосадские платки». Но больше всего детей увлекают экспонаты «народного быта». У современного ребёнка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу. Одна из задач, воспитание у детей интереса к жизни русского народа, традициям, культуре, его обычаям. Работая над темой «Воспитание нравственных чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным краем» мы решили, что музей просто необходим, ведь очень хочется донести до детей, всю глубину и красоту русской культуры.
В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где детям ежедневно доступен разнообразный материал по ознакомлению с родным городом и страной : фотографии города в прошлом и настоящем, буклеты с видами Лысковского района и города, герб г. Лысково., России, макеты зданий и т. д. С большим интересом дети рассматривают альбомы «Лысково», «Москва – столица нашей Родины», альбом с фотографиями родных пейзажей, иллюстрации промыслов, выставки народных игрушек.
Собраны пословицы и поговорки, оформлен ЛЭПБУК «Город Лысково».
Вся работа по привитию нравственных чувств при ознакомлении с родным краем невозможна без широкого использования игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей и создания эмоциональной атмосферы. В своей практике мы используем дидактические игры, направленные на обучение ориентированию по карте-схеме города (игра «Где находится памятник?», «Найди общественные места города?», вырабатываем умение сравнивать особенности старого и современного города, развиваем речь и мышление (игра «Найди отличие», «Лысково в прошлом и настоящем»). В целях закрепления знаний о достопримечательностях города, обогащения словарного запаса детей используем игры: «Загадки о городе», «Скажи (придумай) красивые слова о городе».
Умению составлять небольшой рассказ, передавать своё отношение к родному городу, помогают такие игры, как «Интервью». Оборудованием к ней являются микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты «Приволжская правда». «Корреспонденты» в ходе интервью задают детям интересные вопросы:
- Какие места в городе вам особенно нравятся? Почему?
- Каких людей, прославивших наш город вы знаете?
- В какие места нашего города вы ходите с папой и мамой?
- Где в городе можно научиться танцам? И тд…
Дети по-своему видят родной город. Им часто бывает необходимо поделиться своими впечатлениями об увиденном. Эти потребности реализуются ими в ходе игры «Я-фотограф». «Фотографируя» на игрушке-фотоаппарате свой город, они стремятся «увидеть» самые красивые и значимые для них места и «показать» их другим помощью рисунков – «фотографий».
Детям свойственно фантазировать, и на этой особенности детей построена игра «Город будущего». Они с удовольствием включаются в игру, где все зависит только от них: представляют город будущего, придумывают дома, название улицам.
В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной-семейной генеалогии.
Занимаясь воспитанием любви к своим родным и семье, решили привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в изготовлении герба семьи. Как приятно слышать из уст ребёнка «Это мы вместе нарисовали!» Затем мы в группе оформили альбом «Моя семья – моё богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Поэтому совместно с музыкальным руководителем был проведен праздник, посвященный Дню Матери.
А. М. Горький сказал: «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери».
Большую помощь по ознакомлению детей с родным краем, привитию любви к его историческим и современным местам, нам оказали родители. Мы считаем, что активное взаимодействие с родителями при ознакомлении дошкольников с родным краем просто необходимо, т. к. в семье ребёнок имеет больше возможностей сходить в музей, поехать или пойти на экскурсию, посмотреть город, походить по его окрестностям, услышать рассказы родителей.
Родители помогали нам организовать и проводить экскурсии совместно с Районным центром народных промыслов, ремёсел и туризма «Рассвет». («Путешествие в сказочное Лысково», «Как за Волгой за рекой») Приняли активное участие в пополнении экспозиций мини-музея. Подключая семьи к совместному ознакомлению детей с родным городом, родителям была предложена экскурсия выходного дня «Путешествие по родным местам». Это своего рода домашнее задание, где дети и родители наблюдают, а затем рассказывают всем ребятам, что видели на экскурсии. После таких экскурсий дети приходят в детский сад возбужденными, каждый старается рассказать об увиденном как можно больше. Была оформлена выставка рисунков – схем «Маршрут выходного дня».
Для родителей были составлены рекомендации «Как знакомить дошкольников с родным городом», предложена консультация «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в семье». Совместная деятельность с родителями стали основой для дальнейшего формирования духовно - нравственных чувств у детей.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, для нас было важно воспитать интерес к его прошлому и настоящему, расширить знания о родном городе и крае, его достопримечательностях, истории и символах т. к. ознакомление с родным городом является действенным методом духовно - нравственного воспитания, в ходе которого каждый воспитанник проникается славой родного города, чувствует себя сопричастным к событиям, происходящим в нем, гордится тем, что здесь жили люди, известные всей стране и даже миру. И если этими чувствами ребёнок проникнется с ранних лет, если они войдут в его сердце, как самое дорогое, то это значит, что наша работы была проведена не напрасно.
У нашего города Лысково славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного края, города, но и стремились в будущем делать его красивее, приумножать его славу. Мы хотим чтобы наши дети с гордостью произносили: «Я – лысковчанин». Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное благосостояние человечества и цивилизации.
Литература:
Бабаева Т. Н., Гогоберидзе А. Г. Солнцева О. В. и др. – Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» -СПб. :ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2016. – 352с.
Косарева В. Н. - Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-4 лет – Волгоград:Учитель. -159с.
Куприна А. С., Бударина О. А., Маркеева О. А., Карепанова О. Н. – Знакомство детей с русским народным творчеством :Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2015. – 304с.
Матова В. Н. Краеведение в детском саду - СПб. :ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2015. – 176с.
Тихонова М. В. ,Смирнрва Н. С. – Красна изба,Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада - СПб. :ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2017. – 176с.