Приложение МААМ

Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем

Гучанова Ангелина Сергеевна
Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Любовь к своей малой Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Родины – это лишь малая часть того, чего педагог старается заложить в каждом ребёнке с малых лет.

Чувство гордости за свой край всегда жило и живет в сердцах российских людей, побуждая их всемерно заботиться о процветании своего края, а в годы тяжелых испытаний грудью встать на защиту. Но патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Публикация «Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем» размещена в разделах

«Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, — это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать,— от того. зависит, каким гражданином будет наш воспитанник», — писал В. А. Сухомлинский.

Дети знают, что у каждого человека есть родной город, деревня, село, где он родился. Они знакомятся с их названием, достопримечательными местами, памятниками, парками, красивыми зданиями, мануфактурой, знаменитыми людьми.

Если город является родиной известного писателя, художника, героя, об этом также надо сообщать детям. Рассказывать о подвигах земляков на фронте и в тылу. Прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, па-мятники, ухаживать за ними, возлагать цветы.

Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, — важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Воспитать Человека с большой буквы может только тот педагог, который сам любит свой город, край, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.

Процесс становления патриотических чувств предполагает комплексное использование педагогических средств. Одним из таких средств ознакомления с родным краем является экскурсия. [2]

Экскурсия – одна из форм организации совместной деятельности педагога и детей в детском саду по формированию познавательных интересов. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни в родном городе, поселке, селе. Во время экскурсий дети дошкольного возраста начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Начиная со среднего возраста во время осуществления экскурсий по родному краю происходит не только сенсорное развитие ребёнка, но и возникают мыслительные процессы. Всё это приводит к развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру, воспитывает эстетическое отношение и любовь к природе родного края, обогащает познавательные интересы ребенка и совершенствует двигательные навыки, физические качества дошкольника.

Во время проведения тематических экскурсий в родном городе, селе, поселке дошкольник начинает знакомиться со своей родиной, изучая ее духовно-нравственные, культурные и трудовые традиции. Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир то и процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме.

Благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений совместная практическая деятельность на экскурсиях, которая объединяет дошкольников. На экскурсии действуют правила поведения, которые дисциплинирует ее участников. Во время проведения экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполняя различные попутные задания, у ребёнка развивается чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, что в свою очередь учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

Экскурсии, проводимые с детьми дошкольного возраста начиная со среднего возраста можно разделить на несколько направлений:

ознакомление с природой родного края, родной страны;

• знакомство с людьми, населяющими родной город, поселок, село;

ознакомление с моральными ценностями, традициями, обычаями, культурой и историей родного края, его достопримечательностями.

Главная цель экскурсии при ознакомлении дошкольника со своей малой родиной - введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни. Ведь именно формируя личность ребёнка, мы – педагоги, закладываем всё самое ценное, что должно быть в человеке. [1]

Задачи, которые мы ставим перед собой по ознакомлению детей дошкольного возраста через экскурсии со своей малой родиной:

• учить детей свободно ориентироваться в родном городе, поселке, селе;

• воспитывать чувства гордости за свою малую родину, любовь и уважение к людям родного края;

• обогащать знания детей о родном крае.

Для наибольшего интереса, на экскурсии, дошкольникам надо преподносить материал доходчиво, понятно, эмоционально. Учитывая возраст детей, начать надо с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

Экскурсии по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного края желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, постепенно усложняя её.

В основу экскурсий по ознакомлению дошкольников с родным краем закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторяться в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением. [3]

Экскурсии определяются следующими критериями:

Содержание Состав участников Место проведения

Способ передвижения Форма проведения.

В таком виде познания окружающего мира родного края играет огромную роль эмоциональная сторона, которая необходима при каждой экскурсии. Педагогу важно добиться от детей не только наблюдения и слушания, но и сопереживания. Всё, что увидит и услышит ребёнок на экскурсии должно вызывать у детей чувства восхищения, радости, гордости за свою малую родину.

Экскурсии бывают обзорные и тематические.

Группы тематических экскурсий :

- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- военно-исторические, экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

- природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры.

Структура экскурсии :

- вводная беседа;

- коллективное наблюдение;

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала;

- игры детей с собранным материалом;

- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии : заранее найти место (Куда? Зачем); что рассказать, с чем познакомить; продумать время; экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).

Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. [4]

Требования к методам организации и проведения экскурсий :

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения;

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

а) Научная достоверность;

б) Систематичность;

в) Доступность;

г) Конкретность знаний;

д) Воспитывающий характер знаний

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки, за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. [4]

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Список литературы:

1. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL : https://e-koncept.ru/2014/14307.htm

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. - URL : gramoteyka.jimdo.com

3. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.

4. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 434–438. – URL : https://e-koncept.ru/2016/76560.htm.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста Консультация для родителей «Художественная литература как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста». Художественная.

Ознакомление детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с родным краем Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной.

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Игры для ознакомления дошкольников с родным краемИгры для ознакомления дошкольников с родным краем Как привлечь дошколят к изучению родного края, заинтересовать, замотивировать? Как познакомить детей дошкольного возраста с достопримечательностями.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, краем» Воспитывать любовь к семье, родному дому, городу, стране. Побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для.

Ознакомление дошкольников с родным краем как элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста» МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 118» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство ознакомления с родным краем.

Игра-путешествие как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем Сообщение к педсовету. «Путешествие — как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем» «Родина для человека – самое дорогое.

Удмуртия — мой край родниковый! Особенности и условия ознакомления детей с родным краем Удмуртия – край мой родниковый! Особенности и условия ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. В настоящее время в плане.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем
Опубликовано: 4 января 2019 в 22:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем Гучанова Ангелина Сергеевна (УИ 168930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД