Ольга Козлова
Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством технологии «Лэпбук»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
Публикация «Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством технологии „Лэпбук“» размещена в разделах
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В Стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы — это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета – занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2- 3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности — учебно–познавательная задача.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Педагоги нашего детского сада в находятся в постоянном поиске инновационных методов и технологий, поэтому было принято решении использовать в своей деятельности оригинальное методическое пособие – «лэпбук».
Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что дословно переводится как «наколенная книга». Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.
Первые «наколенные книги» были созданы американцами. Лэпбук — это книжка–раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Внедрение в практику работы МДОУ № 84 технологии «Лэпбука» начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Со специалистами учреждения была проведена работа по изучению теоретического материала о сущности лэпбука. Были подобраны наиболее эффективные формы работы с педагогами : семинары– практикумы: «Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности с воспитанниками в ДОУ», «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых», педагогические тренинги, коллективные просмотры презентаций, консультации: «Что такое лэпбук?», «Лэпбук как творческий продукт познавательной деятельности воспитанников в ДОУ», мастер– классы: «Изготовление лэпбука и работа с ним», методические выставки и конкурсы: «Лучшая разработка дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук», «Лепбук по ПДД».
Таким образом, сформированный банк передового опыта позволяет нам перспективно отслеживать и прогнозировать инновационные процессы, исходя из кадровых ресурсов и профессионализма коллектива.
Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста :
— лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
— это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
— ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
— лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей — кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т. д.);
— создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
— создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Этапы создания лэпбука :
1. Выбор темы.
Тема может быть любая — птицы и насекомые, домашние и дикие животные, цветы и деревья, звезды и планеты, динозавры, композиторы и писатели, мультфильмы, времена года, праздники, исторические события и др. При этом можно взять за основу какое–либо литературное произведение и изучить его с разных сторон. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т. д.
2. Составление плана будущего лэпбука.
Необходимо определиться какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание миникнижечек.
3. Рисование макета лэпбука.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления информации могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–книжках, книжках–гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и цветов, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
4. Создание лэпбука в натуральную величину.
Учитывая специфику создания лэпбуков, а также интересы и предпочтения воспитанников, педагогами МДОУ №84 «Тополёк» были разработаны уникальные «наколенные книжки» различной тематики: «Зимующие и перелетные птицы», «Все профессии нужны», «Кружевные сказки», «Домашние животные», «Ты правила помни, внимателен будь»» и т. д.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО
к предметно-развивающей среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук отвечает основным тезисам партнерской деятельности взрослого с детьми
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Формы работы с родителями постоянно меняются.
Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук.
При этом лэпбук — это не просто поделка.
Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Используя технологию «Лэпбук», пришли к выводу, что эта технология представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка–дошкольника.
Прежде всего, в ходе работы по методу «Лэпбука» расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Таким образом, мы видим, что технология «Лэпбук» актуалена и очень эффективена. В ходе её использовании происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этап