Елена Аникина
Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста
План сценария занятия
Тема: Распознавание базовых эмоций и способов их выражения;
Цель: Закрепление знаний об эмоциях человека и способах их выражения;
Задачи:
• Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе;
Публикация «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Развитие умения понимать, выражать и различать как своё эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние другого человека;
• Тренировка мимических и пантомимических навыков в выражении различных эмоциональных состояний человека; закрепление знаний об эмоциях человека;
• Профилактика эмоционально-волевых нарушений.
Время занятия Деятельность психолога Деятельность детей Примечание
2мин Упражнение «Приветствие»
«Для того, чтобы поприветствовать, друг друга закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу и слышите пение птиц. Светит яркое солнышко. На деревьях уже появились листочки, ветерок играет с ними. Листочки шелестят, как будто шепчутся, и хотят с нами поговорить. Они шепчут имя каждого из вас. Начнёт тот, кто сидит справа от меня».
Упражнение «Я очень рад»
«А теперь мы порадуемся всем присутствующим здесь. Для этого произнесё м фразу: «Я очень рад, что в нашей группе есть (произносим имя, сидящего рядом ребёнка)». Начнёт тот, кто сидит слева от меня.
Дети сидят в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий справа от психолога произносит своё имя «как эхо в лесу», открывает глаза и дотрагивается до ребёнка, сидящего рядом. Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не назовут своих имён.
Дети продолжают сидеть в кругу. По команде психолога ребёнок, сидящий слева, произносит фразу: «Я очень рад, что нашей группе есть (произносит имя, сидящего рядом ребёнка)». Следующий ребёнок продолжает упражнение и т. д. по кругу, пока все дети не выполнят данное задание. Музыкальное сопровождение «Пение птиц в лесу».
10мин Игра
«Угадай облачко – эмоцию»
Психолог читает:
«По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже жмурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас».
Далее психолог предлагает детям угадать загадки об эмоциях человека и назвать их.
Вот облачко весёлое
смеё тся надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже засмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой!
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – радости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением радости и показать её. Дети слушают психолога.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию радости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию. Используется мольберт для закрепления пиктограмм в виде нарисованных облачков.
Используется раздаточный материал «Азбука настроения» для каждого ребёнка с карточками фотографиями различных эмоциональных состояний.
Эмоция радости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку :
«А вот другое облачко
Расстроилось всерьё з:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно – грустно так, А вовсе не смешно.
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – грусти». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением грусти и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию грусти.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция грусти.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку :
«А вот другое облако.
И вдруг по небу грозное,
страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит».
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – злости». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением злости и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию злости.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция злости.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку :
«Вдруг говорит другое облачко:
Ох, испугался я, друзья,
Но, ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк».
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – страха». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением страха и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию страха.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция страха.
Психолог предлагает детям угадать следующую эмоцию и читает загадку :
«А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!»
Психолог: «Скажите, о каком эмоциональном состоянии говорится в этой загадке?»
Психолог подтверждает ответы детей и на мольберте устанавливает «облачко – удивления». Далее детям предлагается найти в «Азбуке настроения» карточку – фотографию с изображением удивления и показать её.
Дети отгадывают загадку и называют эмоцию удивления.
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая угаданную эмоцию
Эмоция удивления.
Психолог обращается к детям: «Как вы думаете, какого облачка ещё не хватает у нас на мольберте?
После ответов детей на мольберте закрепляется последняя пиктограмма.
Психолог предлагает детям перечислить все названные эмоции ещё раз
Психолог задаё т детям вопросы:
• Почему не оказалось ни одного одинакового облачка?
• Что помогло нам сейчас выразить эмоциональное состояние?
Дети отвечают: «Облачка отвращения и презрения».
Дети показывают карточку – фотографию из «Азбуки настроения», подтверждая данную эмоцию.
Дети, выборочно называя эмоцию по желанию, с помощью мимики показывают названное эмоциональное состояние
Дети отвечают: «Все облачка разные, потому что эмоций у человека много и они не похожи друг на друга».
Дети отвечают: Нам помогала мимика. Изменения мимических мышц лица.
Эмоция отвращения и презрения.
3мин. Минутка – шалости.
Игра «Тропинка»
Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда образует свой круг. Даются три команды по очереди в музыкальных паузах:
«Кочка» - дети приседают в кругу;
«Стог» - дети поднимают руки вверх и соединяют их в середине круга с руками других детей;
«Тропинка» - дети выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего;
Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Дети делятся на две команды и под музыкальное сопровождение выполняют задания.
Классические мелодии для детей в аранжировке
С. Долгушина.
7мин.
Создание модели поведения человека с определённым эмоциональным состоянием.
(на примере чтения четверостиший А. Барто).
Детям предлагается выбрать стихотворение А. Барто и эмоцию, с которой ребёнок прочитает данное стихотворение.
Остальные дети должны угадать, какое эмоциональное состояние выражает их товарищ и ответить на вопрос: что помогло Вам выразить эмоцию при показе.
Дети по желанию выбирают стихотворение и загадывают эмоциональное состояние. Далее показ детей в театральной зоне комнаты.
5мин.
Игра «Мы охотимся на льва»
Детям предлагается стоя в кругу вместе с психологом проговаривать текст, сопровождая его движениями и выражая определённые эмоции.
• Мы охотимся на льва,
• Не боимся мы его;
• У нас длинное ружьё;
• И подзорная труба;
• Ой, что это?
• Да, это поле: топ, топ, топ;
• Ой, что это?
• Да, это болото: чав, чав;
• Ой, что это?
• Да, это море: буль, буль;
• Ой, что это?
• Да, это тропинка: шур, шур, шур;
• Нам по ней не проползти;
• Нам над ней не пролететь;
• А дорожка напрямик на полянку вывела;
• Кто это здесь лежит?
• Наверное, это лев?
• Давайте потрогаем!
• Испугались?
• Побежали мы домой,
• По тропинке: шур, шур, шур;
• По морю: буль, буль,буль;
• По болоту: чав, чав, чав;
• По полю: топ, топ, топ;
• Прибежали домой. Устали? Льва боитесь?
Дети покачивают кистями рук.
• Повороты головы.
• Изображают «ружьё».
• Имитируют. Как будто смотрят в подзорную трубу.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Шагают на месте.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши.
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Разводят руки в стороны;
• Руки в стороны, плечи вверх;
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Присели.
• Выпрямились, руки вверх;
• Шагаем в середину круга.
• Смотрим в середину круга.
• Образуем круг, возвращаемся на место.
• Хлопают в ладоши на вытянутых руках;
• Разводят руки в стороны;
• Хлопают в ладоши.
• Шагают на месте.
• Дети стоят в кругу и на вопрос психолога отвечают: «Не боимся мы его».
• Радость.
• Удивление.
• Презрение.
• Удивление.
• Страх.
• Грусть.
1мин. Упражнение
«Хорошее настроение»
Детям предлагается повторить фразу: «У меня хорошее настроение», изменяя силу голоса: шёпотом, спокойно, громко.
Психолог предлагает детям поаплодировать себе и друг другу. Занятие окончено.
Дети вместе с психологом, изменяя силу голоса, произносят фразу: «У меня хорошее настроение:
«Шёпотом»
«Спокойно»
«Громко»
Дети хлопают все вместе в ладоши.
Руки опущены вниз.
Руки на поясе.
Руки подняты вверх.