Папки-передвижки

Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Балашова
Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

КРАЕВЕДЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Городок – окраина России

Снегом заметён, за ним – тайга.

Ни правителя и ни мессии

Не ступала никогда нога.

И на карте-то едва найдется

Захолустье – только-то всего…

Для меня же Родиной зовется

Каждая из улочек его.

А. Дерюшев

Актуальность вопроса о возвращении к истокам, о возрождении чувства патриотизма и интереса к краеведению вызвана его проблематикой.

Публикация «Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы возросла проблема формирования у молодого поколения любви и уважения к своей малой родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, народным традициям и их уникальности.

В связи с модернизацией и стандартизацией образования, а также глобальной компьютеризацией, дети, к сожалению, стали оцениваться, как субъекты деятельности учения, при котором автоматически становятся, скорее, исполнителями, чем самостоятельно мыслящими личностями.

Шагая вперед в своем успешном, но стандартном развитии, наряду с блестяще развивающимися нано-технологиями, будучи на «Ты» с гуглом, интернетом, а через него - со всем светом, ценность малой родины обмельчала и растерялась в понимании подрастающего поколения.

Каким бы ни был успешным и всесторонне развитым человек, погружаясь в изучение глубин океанов, поднимаясь в своих знаниях до космических высот, но вытесняя из памяти знания о своей малой родине, он удаляется от частички самого себя. Поэтому утраты, в данном случае, не менее существенны, чем приобретения.

Таким образом, мы, воспитатели детского сада, считаем важным и необходимым закладывать в фундамент культурного и духовного развития детей интерес и стремление к знаниям о своем родном крае.

Наши воспитанники по праву гордятся своим старинным городом - Тара, Праматерью Омска, северной глубинкой, ставшей одним из первых сибирских городов, наряду с Тобольском и Тюменью.

Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка через формирование представлений детей о нашей малой Родине.

Для достижения данной цели мы наметили для себя следующие задачи:

- вызвать интерес детей к городу, в котором они живут, к его истории, к жизни наших земляков.

-дать представления о малой родине внутри Родины-России, об их различиях и единстве, о природных богатствах, климатических условиях нашей страны и родного края.

-познакомить с достопримечательностями родного города, дать представление о людях, прославивших город.

-познакомить с самобытностью и бытом народов нашего края, их этнической культурой.

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании наших детей играет наличие «Патриотического уголка», который систематически пополняется иллюстрированной информацией: интересными новостями и историческими фактами.

Родители принимают участие в развлекательных мероприятиях, круглых столах, беседах; вместе с детьми, периодически обновляют стенды совместными фотографиями, картинами и детскими рисунками. А также принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.

Для организации сотрудничества мы используем различные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

В октябре мною был разработан и в течении 3-ех недель реализован краткосрочный проект по краеведению «Путешествие по карте, путешествие во времени», целью которого является формирование представлений о родном городе Тара, о его прошлом и настоящем.

По итогам анкетирования и в ходе бесед с родителями, ими была подтверждена актуальность проблемы и проявлено желание сотрудничать для достижения ожидаемого результата: в ходе намеченных и проведенных мероприятий сформированы элементарные знания о родном городе.

Работа с детьми по разработанному мной перспективному плану осуществлялась через коммуникативную, познавательную и игровую виды деятельности, посредством таких форм и методов работы, как беседы, НОД, игры, экскурсии.

Экскурсии были как реальными, тематическими, так и обзорными, виртуальными. В целях знакомства детей с достопримечательностями города Тары, его историей и культурой, мы с детьми посетили Дом культуры, Тарский художественный и краеведческий музеи, Северный драматический театр им. М. А. Ульянова. В Доме Дружбы мы побывали виртуально, не выходя из своей группы детского сада, посредством видео, слайдов и комментарий к ним, что способствовало не менее целостному расширению кругозора детей о фольклоре, этнической культуре и традициях нашего края, которые поистине являются уникальными в результате слияния культур: украинской, немецкой, татарской, эстонской, латышской и являются неиссякаемым источником творческой фантазии детей и уважения к культуре не только своего, но и ближних народов, что в итоге, положительно влияет на формирование осознанной любви к родине, воспитанию духовно-нравственной личности.

Заключительным этапом моего проекта по краеведению явилась продуктивная деятельность и организация выставок, в которой дети наглядно отразили свои чувства и отношение как к родному городу, так и к России в целом.

Еще ребята нашей группы проявляют интерес к поэзии Тарского Прииртышья таких местных дарований, как Александра Дерюшева, Натальи Кусковой, Ольги Старинской, а также Константина Атюрьевского, который, по совместительству, является родителем одного из наших воспитанников.

Поэтому наших детей уже не удивляет, что поэты и писатели –это не только легендарные личности, которые смотрят на нас с портретов и обложек старинных книг, жившие и творившие столетия назад, это могут быть и реальные люди, которые ходят не только по нашему городу, но и в наш детский сад, это вдохновляет и обнадеживает наших малышей, что и они, при желании, могут раскрыть в себе таланты, с помощью которых из любого ребенка может вырасти легендарная личность.

Так же нашим детям знакомы имена почетных граждан города, ставших известными в Тарском районе своими заслугами в труде. Это с большой буквы - Учителя, Врачи, Музыканты, Работники культуры и сельского хозяйства, а также Земляки, прославившие Тару на всю Россию – Герои Советского Союза, Великой Отечественной войны, поэты и актер – Михаил Александрович Ульянов.

В наших планах в будущем 2017 год посетить с дошкольниками музей М. А. Ульянова, поближе познакомить ребят с его выдающейся личностью, воодушевить детей развивать свои таланты и не бояться их проявлять.

К тому же, нашим ребятам известны имена Ермака Тимофеевича и Андрея Елецкого. Дети охотно знакомятся с историей Тары, ее основанием, гербом и флагом района и города. В этом нам помогают родители - работники Тарской районной библиотеки, предоставляющие литературу, альбомы и журналы из краеведческого сектора.

В дальнейшем, мы планируем продолжать нашу работу по изучению своего города, ведь краеведение, как известно, одна из форм воспитания духовной нравственности человека. Будем стараться, чтобы ребята напитались самобытностью и уникальностью своего родного края, чтобы не только дети могли гордиться своей малой Родиной, но и она гордилась бы своими детьми.

Мы не Столица. Все еще. Пока.

Пройдись по Таре, посмотри на лица,

Ты сам поймешь тогда наверняка!

Меняются названия Столицы. (А. Дерюшев.)

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность: Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по классической форме организации обучения. Использование.

Игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной.

Использование конструктивных игр и конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Использование конструктивных игр и конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Конструирование предоставляет.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениям Рисование помогает малышам познать окружающий мир. Значение изобразительной деятельности для дошкольного возраста трудно переоценить: это.

Использование электронного микроскопа в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится все более актуальным. Они играют особую роль в личностном.

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Мастер-класс «Театрально-игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс на тему «Театрально- игровая деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Краткая аннотация. Актуальность.

Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста,.

Техника «декупаж» в работе с детьми старшего дошкольного возраста ДЕКУПАЖ - техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету и далее покрытии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 19:02
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Балашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД