Татьяна Балашова
Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КРАЕВЕДЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Городок – окраина России
Снегом заметён, за ним – тайга.
Ни правителя и ни мессии
Не ступала никогда нога.
И на карте-то едва найдется
Захолустье – только-то всего…
Для меня же Родиной зовется
Каждая из улочек его.
А. Дерюшев
Актуальность вопроса о возвращении к истокам, о возрождении чувства патриотизма и интереса к краеведению вызвана его проблематикой.
Публикация «Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В последние годы возросла проблема формирования у молодого поколения любви и уважения к своей малой родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, народным традициям и их уникальности.
В связи с модернизацией и стандартизацией образования, а также глобальной компьютеризацией, дети, к сожалению, стали оцениваться, как субъекты деятельности учения, при котором автоматически становятся, скорее, исполнителями, чем самостоятельно мыслящими личностями.
Шагая вперед в своем успешном, но стандартном развитии, наряду с блестяще развивающимися нано-технологиями, будучи на «Ты» с гуглом, интернетом, а через него - со всем светом, ценность малой родины обмельчала и растерялась в понимании подрастающего поколения.
Каким бы ни был успешным и всесторонне развитым человек, погружаясь в изучение глубин океанов, поднимаясь в своих знаниях до космических высот, но вытесняя из памяти знания о своей малой родине, он удаляется от частички самого себя. Поэтому утраты, в данном случае, не менее существенны, чем приобретения.
Таким образом, мы, воспитатели детского сада, считаем важным и необходимым закладывать в фундамент культурного и духовного развития детей интерес и стремление к знаниям о своем родном крае.
Наши воспитанники по праву гордятся своим старинным городом - Тара, Праматерью Омска, северной глубинкой, ставшей одним из первых сибирских городов, наряду с Тобольском и Тюменью.
Целью моей работы является развитие свободной творческой личности ребенка через формирование представлений детей о нашей малой Родине.
Для достижения данной цели мы наметили для себя следующие задачи:
- вызвать интерес детей к городу, в котором они живут, к его истории, к жизни наших земляков.
-дать представления о малой родине внутри Родины-России, об их различиях и единстве, о природных богатствах, климатических условиях нашей страны и родного края.
-познакомить с достопримечательностями родного города, дать представление о людях, прославивших город.
-познакомить с самобытностью и бытом народов нашего края, их этнической культурой.
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании наших детей играет наличие «Патриотического уголка», который систематически пополняется иллюстрированной информацией: интересными новостями и историческими фактами.
Родители принимают участие в развлекательных мероприятиях, круглых столах, беседах; вместе с детьми, периодически обновляют стенды совместными фотографиями, картинами и детскими рисунками. А также принимают участие в озеленении и оформлении участков детского сада.
Для организации сотрудничества мы используем различные формы работы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
В октябре мною был разработан и в течении 3-ех недель реализован краткосрочный проект по краеведению «Путешествие по карте, путешествие во времени», целью которого является формирование представлений о родном городе Тара, о его прошлом и настоящем.
По итогам анкетирования и в ходе бесед с родителями, ими была подтверждена актуальность проблемы и проявлено желание сотрудничать для достижения ожидаемого результата: в ходе намеченных и проведенных мероприятий сформированы элементарные знания о родном городе.
Работа с детьми по разработанному мной перспективному плану осуществлялась через коммуникативную, познавательную и игровую виды деятельности, посредством таких форм и методов работы, как беседы, НОД, игры, экскурсии.
Экскурсии были как реальными, тематическими, так и обзорными, виртуальными. В целях знакомства детей с достопримечательностями города Тары, его историей и культурой, мы с детьми посетили Дом культуры, Тарский художественный и краеведческий музеи, Северный драматический театр им. М. А. Ульянова. В Доме Дружбы мы побывали виртуально, не выходя из своей группы детского сада, посредством видео, слайдов и комментарий к ним, что способствовало не менее целостному расширению кругозора детей о фольклоре, этнической культуре и традициях нашего края, которые поистине являются уникальными в результате слияния культур: украинской, немецкой, татарской, эстонской, латышской и являются неиссякаемым источником творческой фантазии детей и уважения к культуре не только своего, но и ближних народов, что в итоге, положительно влияет на формирование осознанной любви к родине, воспитанию духовно-нравственной личности.
Заключительным этапом моего проекта по краеведению явилась продуктивная деятельность и организация выставок, в которой дети наглядно отразили свои чувства и отношение как к родному городу, так и к России в целом.
Еще ребята нашей группы проявляют интерес к поэзии Тарского Прииртышья таких местных дарований, как Александра Дерюшева, Натальи Кусковой, Ольги Старинской, а также Константина Атюрьевского, который, по совместительству, является родителем одного из наших воспитанников.
Поэтому наших детей уже не удивляет, что поэты и писатели –это не только легендарные личности, которые смотрят на нас с портретов и обложек старинных книг, жившие и творившие столетия назад, это могут быть и реальные люди, которые ходят не только по нашему городу, но и в наш детский сад, это вдохновляет и обнадеживает наших малышей, что и они, при желании, могут раскрыть в себе таланты, с помощью которых из любого ребенка может вырасти легендарная личность.
Так же нашим детям знакомы имена почетных граждан города, ставших известными в Тарском районе своими заслугами в труде. Это с большой буквы - Учителя, Врачи, Музыканты, Работники культуры и сельского хозяйства, а также Земляки, прославившие Тару на всю Россию – Герои Советского Союза, Великой Отечественной войны, поэты и актер – Михаил Александрович Ульянов.
В наших планах в будущем 2017 год посетить с дошкольниками музей М. А. Ульянова, поближе познакомить ребят с его выдающейся личностью, воодушевить детей развивать свои таланты и не бояться их проявлять.
К тому же, нашим ребятам известны имена Ермака Тимофеевича и Андрея Елецкого. Дети охотно знакомятся с историей Тары, ее основанием, гербом и флагом района и города. В этом нам помогают родители - работники Тарской районной библиотеки, предоставляющие литературу, альбомы и журналы из краеведческого сектора.
В дальнейшем, мы планируем продолжать нашу работу по изучению своего города, ведь краеведение, как известно, одна из форм воспитания духовной нравственности человека. Будем стараться, чтобы ребята напитались самобытностью и уникальностью своего родного края, чтобы не только дети могли гордиться своей малой Родиной, но и она гордилась бы своими детьми.
Мы не Столица. Все еще. Пока.
Пройдись по Таре, посмотри на лица,
Ты сам поймешь тогда наверняка!
Меняются названия Столицы. (А. Дерюшев.)