Папки-передвижки

Играем с детьми старшего дошкольного возраста

людмила подсевалова
Играем с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Играем с детьми старшего возраста

Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.

Публикация «Играем с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате развития мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети хотят понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. С развитием логического мышления развивается способность устанавливать, раскрывать разнообразные связи, существующие в действительности между предметами и явлениями и внутри каждого из них.

Детям б—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.

Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6—7 лет?

Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.

В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе самой игры, но и в творческом решении ее задач.

ИГРЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ, ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ, ЯВЛЕНИЙ

Что значит находить наиболее характерные признаки предмета? Это значит находить те признаки, которые отличают один предмет от других. Если, например, нужно указать, чем стол и стул отличаются друг от друга, то необходимо будет сказать о их назначении, т. е., что за столом едят, занимаются, работают и т. д., на стуле сидят. Но если нужно выделить признаки, отличающие стул от табуретки, то признак, что на стуле сидят, не будет главным, отличающим его от табуретки. Главным отличительным признаком в данном случае будет наличие спинки. Или, если сравнивать диван и стул, главным признаком, различающим их, будет то, что на стуле может сидеть один человек, а на диване — несколько.

Прежде чем приступить к играм первой группы, рекомендуется провести беседу. Содержание беседы сводится к следующему: взрослый говорит ребенку, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давай придумаем, что могла бы рассказать о себе книга», — предлагает взрослый.

Ребенок рассказывает: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как интересно рассказала о себе книга! Я сразу узнал ее»,— говорит взрослый. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д. Окончить занятие можно загадками об овощах, цветах, животных и др.

Отгадай-ка

Цель игры. Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры.

Давай поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выбери себе каждый какой-либо предмет и говори за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будешь рассказывать о предмете, не смотри на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говори только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы ребенок дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок при описании предметов называл их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор, «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка, «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

Что это за птица?

Цель игры. Учить описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Эта игра требует большой предварительной подготовки. Ребенок наблюдает за птицами, обращает внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет, по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова (см. ниже). Вот, например, как в такой игре водящий описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая! — показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят : Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Крылья у птицы вот такие, вот такие! — и показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие : Летит, летит птица, к нам летит!

Водящий: Клюв у этой птицы вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом:

Что это за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?

На вопрос отвечают не все хором, а кто-нибудь один — на кого укажет водящий. Если он ответит правильно, дети говорят:

Вот какая птица к нам прилетала! Вот какая птица к нам прилетела!

Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание той птицы, которую он загадал.

Если ответ ребенка был неправильным, водящий говорит ему:

Не такая птица к нам прилетела! Не такая птица к нам прилетела!

Потом он обращается к другому играющему и повторяет свой вопрос:

Что за птица к нам прилетела? Ну-ка догадайся, что это за птица?

Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает какую-нибудь другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.

Возможен и другой вариант этой игры. Дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисицы, слона, оленя и многих других. Надо только изменить слова:

Есть у меня зверь вот такой, вот такой!

Все приговаривают слова: Бежит, бежит, зверь, к нам бежит! И т. д.

Публикации по теме:

Беседа по энергосбережению с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель (В.). Дети, в детском саду нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно.

Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Играем в футбол»Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Играем в футбол» Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Играем в футбол» Цель: укрепление физического здоровья детей дошкольного возраста.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Месяцеслов» Цель: формирование представлений о народном календаре. Образовательные задачи: • познакомить с видами календаря; • обогащать представления.

Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста Разучивание стихотворений это длительный процесс. На разучивание каждого стихотворения уходит около одного месяца. Процесс разучивания состоит.

Речевые игры со скрепками с детьми старшего дошкольного возрастаРечевые игры со скрепками с детьми старшего дошкольного возраста Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Экскурсия по городу с детьми старшего дошкольного возрастаЭкскурсия по городу с детьми старшего дошкольного возраста Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим.

Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста на железнодорожный вокзалЭкскурсия с детьми старшего дошкольного возраста на железнодорожный вокзал В сентябре 2018 года нашему району исполняется 90 лет. Воспитатели с детьми проводили много мероприятий по ознакомлению детей с родным краем,.

Презентация «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Задания из сказки» Программное содержание. Цель: побуждение детей старшего дошкольного возраста к исследованию объектов неживой природы и экспериментированию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Играем с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2018 в 21:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Играем с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем людмила подсевалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД