Елена Вавина
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре».
На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области социально-коммуникативное развитие подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Старший дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным для становления социальных эмоций. В этом возрасте ребенок постепенно теряет импульсивность, чувства становятся более глубокими и осмысленными. Роль эмоции в деятельности старшего дошкольника меняется. Ранее основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, а теперь он может испытывать удовольствие и радость предвидя положительные результаты своей деятельности. Ребенок овладевает выразительными, экспрессивными формами выражения эмоций, использует интонацию, мимику, жесты. Все это способствует более глубокому осознаванию переживаний другого человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Игра, оставаясь ведущей детской деятельностью, имеет огромное значение для развития эмоций ребенка. В процессе игры происходит психическое, эмоциональное, социальное становление личности дошкольника. Но в старшем дошкольном возрасте, в связи с подготовкой к школе, увеличивается объем учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В настоящее время требования к выпускнику ДОО усложняются. Ребенок должен быть социально ориентированным, понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей. Социальные эмоции не даются с рождения, а образуются в процессе развития. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил мне установить возрастающий интерес исследователей к данной проблеме, с одной стороны, и недостаточную разработанность методических аспектов развития социальных эмоций дошкольников в игре.
Большое значение в исследовании проблемы эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста является поиск и разработка методов и средств, способствующих наиболее эффективному развитию социальных эмоций ребенка.
Анализ научной литературы позволил мне определить важную роль игры в развитии социальных эмоций старших дошкольников.
Игра традиционно считается одним из эффективных средств развития дошкольников. В тоже время, стоит отметить, что игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста не получила достаточного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, в частности недостаточно изученным является методический аспект проблемы.
Игра будет являться эффективным средством развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста, если:
- в ходе определения вида и содержания игры опираться на актуальный уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста;
- комплекс игр будет включать игры, направленные на распознание и понимание эмоций, передачу эмоциональных состояний различными способами.
Включение в педагогическую работу разнообразных игр позволяет решать целый комплекс задач эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста : от осознанного восприятия социальных эмоций, до формирования собственных эмоций и индивидуального стиля эмоционально-экспрессивного поведения.
Для формирования и развития эмоций детей старшего дошкольного возраста предлагаю использовать в работе комплекс игр по развитию и формированию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели мною были подобраны игры, которые проводятся ежедневно в старшей группе. Игры проводились с детьми в любое свободное от других видов деятельности время, чаще всего после сна.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать словарь эмоций,
- учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей,
- формировать позитивное самовосприятие,
- формировать умение дифференцировать эмоции свои и окружающих людей,
- обучать контролировать свои эмоции,
- развивать навыки социального поведения.
При проведении работы необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип индивидуализации: учет возраста, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Принцип природосообразности и амплификации развития.
3. Принцип субъективности, опоры на внутренние ресурсы ребенка.
4. Принцип жизненного оптимизма.
5. Принцип недерективности формирования психологического здоровья. Не программировать скорость и результат изменений, а предоставить возможность изменений путем формирования адекватной среды.
6. Принцип оптимального педагогического взаимодействия и сотрудничества.
Рекомендации педагогу:
1. Для полноценной работы воспитатель должен учитывать желание или нежелание ребенка играть.
2. Необходимо убедиться в физическом здоровье ребенка на момент реализации комплекса.
3. Во время работы педагогу необходимо внимательно наблюдать за детьми, видеть насколько активны они в работе, какие именно игры вызывают положительную ответную реакцию.
4. Необходимо предварительно создать благоприятную психологическую обстановку в группе и снять напряжение с детей (небольшая беседа, физ. минутка).
5. Во время проведения игр рекомендуется использовать звуковое сопровождение – тихая, спокойная, ненавязчивая музыка, наглядный материал (игрушки).
6. Ругать ребенка ни в коем случае нельзя!
Комплекс игр, направленных на развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста.
Название Цель игры Ход игры
Пиктограммы - ознакомить детей с эмоциями, научить определять эмоции - на столе лежат карточки с изображение лиц с различными эмоциями. Ребенок берет карточку и не показывает остальным, а пытается мимикой выразить эмоцию. Дети угадывают ее и пытаются объяснить по каким признакам они ее угадали.
Зеркало - научить ребенка выражать эмоции, ознакомить его с эмоциями. Дети сидят на стульчиках. Педагог дает первому ребенку маленькое зеркальце предлагает ему улыбнуться своему отражению и сказать: «Здраствуй, это я.». Далее зеркало передается по кругу, выполняются те же действия. Когда все закончили педагог объясняет детям что, если человек улыбается уголки рта подымаются вверх, щечки становятся круглыми, а глазки превращаются в щелочки. Так можно проиграть другие эмоции : страх, удивление, обиду и т. д. Перед игрой можно показать детям пиктограммы с различными эмоциями.
Назови похожее - укрепляет связь между вербальным и мимическим выражением эмоций. Педагог показывает детям карточки с основными эмоциями (радость, удивлении, страх, обида) или же сам мимически изображает их. Дети должны словами описать данные эмоции.
Испорченный телефон - научить распознавать и воспроизводить эмоции. Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами – «спят». Педагог и один ребенок с открытыми глазами. Педагог показывает молча ребенку какую-то эмоцию с помощью мимики и пантомимики. Ребенок «будит» соседа и молча воспроизводит увиденную эмоции, все действия производятся по цепочке до последнего ребенка. Далее преподаватель начинает опрос с последнего ребенка, заканчивая первым – какую эмоцию тот получил? По каким признакам он это понял? Замечает где произошел сбой передачи информации, выясняют и разбирают ошибку все вместе.
Один дома (игра -этюд*) - с помощью мимики и пантомимики научить выражать страх. - воспитатель читает текст, ребенок пытается выполнить озвученные действия. Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Соленый чай (игра-этюд) - развитие способности выражать эмоции, отвращения. - воспитатель читает текст, ребенок выполняет действия. Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Фокус (игра-этюд) - развить способности выражать эмоции удивления, изумления. - воспитатель озвучивает текст, ребенок старается его воспроизвести в действиях и мимике. Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Новая кукла (игра-этюд) - научит выражать ребенка эмоции радости и счастья (девочки**). - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама подарила доченьке куклу. Девочка очень рада, обнимает куклу, гладит ее волосы, целует, кружит на руках.
Новая машина (игра-этюд) - научить выражать эмоции радости и счастья (мальчики). - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама купила сыну новую машину. Мальчик очень рад, трогает ее, осматривает, начинает катать по полу.
Как котенок потерялся - научить детей выражать эмоции другого человека (животного) с помощью движений и мимике, научить сопереживанию. Дать опыт негативного эмоционального переживания. - воспитатель предлагает детям послушать историю: «Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"
А котенок ей отвечает: "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".
Девочка приласкала котенка и проводила его домой». Далее вместе обсуждают рассказ, разбирают по ролям и проигрывают.
Мимическая игра «Передавалки» - учит ребенка воспринимать эмоции, воспроизводить и передавать. - воспитатель просит детей сесть на стульчики и объясняет в процессе игры:
- Передай улыбку соседу (по кругу)
- Передай сердилку (сердитое выражение лица)
- Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.
- Передай «испуг».
- Передай «страшилку»
- Передай «смешинку»
- Передай приветствие и т. д.
Игра-пантомима по стихотворению «Муравей» (З. Александрова) - овладение детьми разными видами эмоций, развить способность выражать эмоции. - воспитатель читает стихотворение:
Муравей нашёл былинку.
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
В то же время дети старательно воспроизводят текс с помощью мимики и действий, очень хорошо использовать строительный материал (игрушки, конструктор, кубики).
Живое зеркало - учить детей распознавать эмоциональные состояния, подражать им. - дети разбиваются по парам (по желанию, становятся лицом друг к другу. Один из пары показывает мимикой и пантомимикой любое, выбранное им, эмоциональное состояние. Второй ребенок пытается повторить действия и назвать эмоцию. Воспроизвести необходимо абсолютно точно, как зеркальное отражение.
Придумай слова (И. Климина) - развитие эмоциональной сферы и воображения (рисунки с изображением сказочных персонажей, дети рассматривают рисунок и придумывают как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Взрослый помнит о том, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может меняться.
Оживлялки (И. Климина) - развитие умения выражать свои эмоции невербально. (рисунки детей, дети рассматривают рисунки, потом один из участников пытается изобразить мимикой и жестами любой из рисунков, другие дети угадывают, какую картинку показывают. Если вариантов будет несколько, детям надо объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызвать разные чувства, каждый имеет право на самовыражение.
Жужа (Н. Кряжева) - отработка отрицательных эмоций (необходимо полотенце, выбирается ведущий «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят. Когда «Жуже» надоест, она вскакивает и пытается задеть кого-нибудь полотенцем по спине. Этот ребенок становится ведущим. Дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.
Доброе животное (Н. Л. Кряжева) -снятие психомышечного напряжения, научить детей понимать чувства других, сопереживать. Педагог просит всех встать вкруг, взяться за руки и тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе с ним. На вдох делаем шаг вперед, а на выдох – шаг назад. А теперь на вдох 2 шага вперед, на выдох -2 шага назад. Как ровно дышит животное, так же ровно стучит его сердце. На стук – шаг вперед, на стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Три характера - сопоставление различных характеров. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса» и «Ревушка». Вместе с педагогом дают оценку злости, плаксивости и сравнивают эти состояния с хорошим настроением. Трое из детей изображают каждое из состояний, остальные пытаются угадать кто из них, кто.
Волшебный стул - активация положительных эмоций, снижение интенсивности печали и грусти. Выбирается самый грустный ребенок в группе, его садят на стул в центре группы. Остальные дети должны придумать как можно больше ласковых и добрых слов. Затем каждый из них подходит к сидящему, поглаживая говорят ласковые слова. Педагог, для примера, может быть первым. Сидящем на стульчике может стать каждый желающий.
* игра-этюд – короткая по времени драматизация на основе текста или стихотворения, которая осуществляется ребенком при помощи и наблюдении воспитателя. Необходимо учитывать возрастной период детей. Воспитатель читает текст, дети показывают действия героев. Возможна импровизация.
** к 5-7 годам дети начинают осознавать свою половую принадлежность. В старше дошкольном возрасте происходит полное приятие и осознание своего пола, необходимо учитывать это в любом виде деятельности, так как в дальнейшем исправить ошибки в половом воспитании будет очень сложно.