Любовь Колесникова
Социализация ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребёнка- дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Устанавливая взаимоотношения с семьёй, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребёнка- дошкольника. Если семья ребёнка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребёнка с помощью дошкольного учреждения, то ребёнок будет развит социально и как личность.
Публикация «Социализация ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (из опыта работы)» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитание, образование и развитие детей в нашем ДОУ строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.
В настоящее время обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные проблемы.
Важно отметить, что первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития, именно в детском возрасте у ребёнка формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение, как основа творчества, созидания нового. Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых благоприятных социальных условий для полноценного развития ребёнка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьёй ребёнка. Считаю, что семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ, где семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья, а главным критерием социализации ребёнка выступает степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.
Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с привлечением к работе объектов социума.
Необходимо создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса через взаимодействие с семьёй дошкольника.
Нашим ДОУ определены следующие задачи:
• выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса;
• разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;
• способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Основными формами работы детского сада и семьи являются такие традиционные формы работы, как
• консультации;
• анкетирование;
• родительские собрания;
• беседы.
Так и нетрадиционные формы:
• совместные досуги и праздники;
• участие родителей в выставках;
• организация дней открытых дверей.
Немаловажную роль на современном этапе играет и проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными участниками. При подготовке таких мероприятий наши родители задействованы практически во всех этапах подготовки, а именно:
• советами по поводу предстоящего праздника;
• разучивании стихотворений, песен, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
На мой взгляд, такой подход побуждает не только к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, но и устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы.
Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития и именно поэтому в обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности ребёнка, а ценностные ориентации призваны определить его социализацию, как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребёнка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи показала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.
Могу с уверенностью сказать, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребёнка должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека - это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку никогда.