Татьяна Волкова
Ранняя диагностика нарушений развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Поданным официальной статистики, распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. Число новорожденных с проблемами в состоянии здоровья, физиологической незрелостью составляет 74%, детей с неврологической патологией – до 86%. Не более 10% дошкольного и 4% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми (А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. Маслова, Г. В. Яцык и др.). Исследования доказывают, что при условии раннего выявления (не позднее 4-6 месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализац3ия функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам. То есть ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов. В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития детей.
Темочки:
- Диагностика детей с ОВЗ
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста
В нашей стране и за рубежом существует много шкал для контроля за состоянием здоровья развития детей. Для практической работы рекомендованы, в первую очередь, те шкалы, которые содержат наиболее точные и подробные показатели и не имеют пропусков в проверке динамики развития детей. Для оценки нервно-психического развития детей первого года жизни разработаны зарубежные и отечественные диагностические шкалы (Э. Л. Фрухт, И. М. Воронцов, О. В. Баженова, Д. И. Зелинская с соавторами, шкалы «Денверская», «Мюнхенская», «Гном», Гриффитс, тест Бейли, KID-шкала и др.). Шкалы используются разными специалистами по принципу предпочтений. Хотя некоторые диагностические шкалы демонстрируют расхождение в возрастных нормативах развития (появление навыков и умений, содержат различающиеся параметры для оценки развития детей, что представляет определенные трудности для использования в практической работе врача педиатра и невролога. Обследование по некоторым шкалам занимает много времени и требует дополнительного участия семьи, поэтому на практике применяется мало. Рассмотрим некоторые стандартизированные шкалы оценки психомоторного развития детей.
Тест, который во всем мире называется M-CHAT – модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 18 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностики, направленной на выявление симптомов аутизма. Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований, в последний раз был модифицирован в 2009 году. M-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. Этот опросник ни в коей мере не говорит о том, что у ребенка точно есть аутизм. Он лишь подтверждает беспокойство родителей, после чего они обращаются к специалисту, либо опровергает его.
Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.
Тест состоит из трех шкал:
1. Шкала психического развития (ментальная шкала) : оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
2. Шкала моторного развития : оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
3. Шкала (протокол) поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.
Результатом тестирования является вычисление индекса ментального здоровья (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психичесого и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30.
Дэнверский скриннинг-тест развития (DDST).
Тест разработан Frankenburg W.K., Dodd J.B. для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.
Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3-х лет. Обычно ребенок тестируется по 24 пунктам. Каждый пункт оценивается как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.
Тестирование занимает около 30 минут и требует минимальной подготовки исследователя. В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации. Тест высоко достоверен и стандартизирован.