Елена Лякишева
Консультация для педагогов «Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: "Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)".
Выявление уровня творческого мышления в дошкольном возрасте позволяет предсказать последующие достижения детей. Поэтому в области изучения детского воображения и творчества собрано немало фактов, описывающих проявление творческих способностей у дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста (диагностика)“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Диагностика
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Монополистами являются исследователи, работающие в рамках теории креативного интеллекта. Хотя пригодность этой теории для объяснения полученных данных в настоящее время оспаривается, представители этого направления получили большое количество фактов, касающихся проявления воображения у детей. Ими создано и опробовано большое число методик (тестов, доказывающих наличие подобных способностей в детском возрасте.
Общий принцип построения подобных тестовых исследований - количественное сопоставление стандартного мышления детей, оцениваемого по результатам выполнения тестов общего развития и творческого мышления.
Наряду с тестовыми исследованиями применяются такие методы, как наблюдение за поведением детей в группе и на занятии, оценка взрослым продуктов детского творчества, анкетирование родителей. Всё это позволяет осуществить диагностическое исследование в той или иной деятельности.
Диагностическое отслеживание выполняет 3 функции: информационную, оценочную и формирующую.
Сбор информации помогает педагогу ориентироваться в процессе обучения и выбирать методы обучения.
"Оценочная функция, - по А. П. Тряпицыной, - имеет несколько аспектов: корректирующий, стимулирующий и измерительный. " Проектируя совместимую деятельность с ребёнком, опираясь на его потребности и возможности, педагог стимулирует стремление к успеху и для всё больших достижений на каждом этапе диагностики замеряет результаты изодеятельности и личностного роста.
"Формирующая функция, - по А. П. Тряпицыной, - позволяет дифференцировать учащихся и выстраивать перспективы дальнейшего обучения".
Подводя итоги наблюдений за процессом работы ребёнка, результатом выполнения заданий на креативность, и, анализируя ан-кеты и опросники для родителей, педагог проектирует творческо-образовательный процесс.
Результаты диагностического отслеживания педагог обязательно доводит до сведения родителей и предлагает дальнейший путь развития и обучения каждого ребёнка.
Работая над темой "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников", нас интересовало прежде всего - способствует ли применение таких техник развитию творческих способностей детей.
При диагностировании подготовительной группы мы использовали тесты, разработанные на основе теории творческого (креативного) интеллекта, разработанной в 50е - годы 20 века Дж. Гилфордом и его последователями (тест "Дорисовывание" Гилфорда и Торренса, "Дорисовывание человечков" Керна Йерасека, "Фантастическое животное" Фрейда, Кеттела); наблюдали за детьми в процессе творчества; прослеживали динамику детского рисунка.
Сравнительная диагностика 1 и 2 полугодия на креативность показала динамику творческого воображения после активного применения нетрадиционных техник рисования. Особенно по таким критериям, как беглость и оригинальность. Большинство детей повысили свой уровень по всём составляющим креативности.
Если учесть, что дети подготовительной группы на протяжении нескольких лет знакомились с нетрадиционными техниками, и уже на 1 полугодие многие имели высокий уровень креативности, то дальнейший рост по многим критериям говорит о положительном влиянии нетрадиционных техник на творческое воображение дошкольников.
Таблица "Вопросы для наблюдения за детьми в процессе творчества" содержит параметры разного характера, которые могут проявляться в деятельности. Наиболее полная информация собирается, если педагог наблюдает за ребёнком на каждом занятии (например, в течение месяца) с начала учебного года.
Сравнение показателей 1 и 2 полугодия показало, что, несмотря на увлечение большинства детей группы рисованием, дети в начале года рисовали мало, собственная инициатива возникала редко. Созданные условия для творчества, привлекательность и доступность многих нетрадиционных техник, с которыми мы знакомили детей, увеличили интерес ребят к изодеятельности, по своему желанию они могли заниматься творчеством в любое время. Очень нравилось детям совместное творчество воспитателя с ними (сотворчество). Это помогало многим робким, чувствительным детям, с радостью принимающим помощь воспитателя в начале года, стать более самостоятельными, деятельными.
Дети "творили" сами, но воспитатель находился рядом, давал добрые советы, поощрял улыбкой и похвалой, поэтому процесс творчества имел благоприятный эмоциональный фон, что очень способствовало творческой самореализации детей.
Постепенно повышающийся уровень технических умений и навыков, формирующийся эстетический вкус повысили интерес детей к результату своего творчества. Появилось стремление сделать красиво, аккуратно, по-своему. К концу года это качество было сформировано у всех детей группы.
Однако желать и уметь не одно и то же.
Поэтому была необходимость проследить динамику детского рисунка с целью выявления слабых сторон в начале года и организации работы по преодолению их в течение года.
Критерии анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов.
Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:
1. Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
2. Особенности изображения: сложность в передаче формы,
перспективность изображения, многоплановость, особый творческий почерк, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
3. Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров нарисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
4. Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движение.
5. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (тёплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально воздействуя на зрителя.
6. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
По названным признакам можно определить, насколько сильны работа ребёнка в творческом отношении. Специалисты, изучающие детское творчество, считают, что если в работе присутствуют все перечисленные признаки - это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность.
Не станем спорить с учёными и психологами.
Конечно, если в работе присутствуют все названные критерии, она действительно будет творческой. Но часто, рассматривая детские рисунки, мы удивлялись: ничего особенного, наивно, иногда неправильно, но невольно привлекает, заставляет вглядеться, найти ту изюминку, что так удивила в работе. Поэтому главным признаком творческой ценности детской работы мы бы предположили считать последний - работа производит художественное впечатление. По опыту знаем, что не всё творчество детей подвергается строгому анализу. Иногда просто невозможно облечь в слова, дать формулировку тому, что нарисовал ребёнок. Поэтому вместо бездушного прочерка на месте одного из критериев анализа, я вносила смягчающие формулировки, не считая возможным оценить творчество некоторых детей.
При анализе динамики детских рисунков выявились стороны, которые требуют внимания. Это, конечно, пластика. Детям всегда с трудом давалась передача движения, мимики в рисунке. Из бесед с детьми знаем, что они испытывают затруднения, пытаясь изобразить, например, человека или животное в движении. У некоторых ребят выработался определённый почерк в передаче движения, но не всегда это повышает качество рисунка.
Другая слабая сторона, судя по предложенным признакам творческой работы, это "перспективность изображения, многоплановость".
Но, если вспомнить обучение перспективе на уроках рисования в школе, то, пожалуй, более нужнее урока не найти. А ведь в д/саду мы работаем с дошкольниками, для которых знания о пространстве ограничивается словами: дальше - ближе; впереди - сзади; справа - слева…
Возвращаясь к теме "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей", сделаем вывод (по результатам диагностики).
Задачи, которые мы ставили, занимаясь разработкой этой темы, решены: большинство детей в конце обучения имеют оптимальный уровень креативности, имеют технические навыки и умения работы с различными материалами, что позволяет им создавать более выразительные образы, позволяет быть самостоятельными, деятельными во время творчества, находить оригинальные решения для воплощения своих задумок; дети научились ценить свой труд, своё творчество; сформировано качество, необходимое будущему школьнику - доводить любое дело до конца; развитый эстетический вкус заставил повысить критерии оценки собственного творчества, дал возможность многим детям повысить уровень своего мастерства, развить творческие способности.