Инна Кочергина
Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Среди детей, относящихся к категории дошкольников с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют так называемые двуязычные дети (билингвисты)
Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов.
Билингвизм или двуязычие – это владение двумя языками. Способность употреблять для общения две языковые системы, и между этими языковыми системами возможны различные взаимодействия, в том числе и коммуникативного характера.
Публикация «Работа учителя-дефектолога с двуязычными детьми в рамках кружковой деятельности» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
В нашем учреждении для 10 % воспитанников русский язык не является родным. Это дети с армянским и езидскими языками. По результатам ПМПК большая часть этих детей являются детьми с ОВЗ, так как имеют различные нарушения речи.
Для решения вопросов по изучению русского языка были намечены следующие направления работы :
1. Создание языковой и предметно-развивающей среды
2. Проведение обучающих занятий
3. Проведение семинаров, мастер-классов, консультация для педагогов и родителей.
4. Разработан план мероприятий по вопросам изучения русского языка (как неродного) .Основной базой Рабочей программы являются программы: Филичева, Чиркина «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» и Протасова, Родина «Русский язык для дошкольников».
Нами был создан отдельный кружок для детей-билингвистов.
Цели: обучение грамотной и свободной речи, формирование коммуникативной компетенции, развития понимания обращенной речи.
Задачи:
-обогащение и уточнение словарного запаса
- формирование всех компонентов языка
-развитие артикуляционных навыков
-развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления
-формирование навыков общения на русском языке
-воспитание толерантности
Работа состоит из нескольких блоков
Диагностический: Проводится в начале и в конце года.
Выявляется уровень познавательно-речевого развития. Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологии). Дети же, имеющие патологические нарушения, испытывают значительные трудности в овладении языками без специальной коррекционной помощи, у них может случиться вторичное отставание в психическом развитии. Оформляется дефектологическое представление.
Коррекционно-развивающий:
Задачи :
-обогащение и уточнение словарного запаса детей
-формирование навыков словообразование и словоизменения
-развитие лексико-грамматических категорий
-обучение правильному согласованию различных частей речи
В своей работе по овладению детьми русского языка как второго языка, я использую наглядный, демонстрационный материал, разучивание стихотворений, аудирование. Важное значение в устранении познавательно-речевых нарушений имеют наглядно-демонстрационный материал. Демонстрация натуральных предметов или действий, муляжей, игрушек, использование сюжетных и предметных картинок, схем способствует успешному усвоению материала. Например, детям, испытывающим трудности при построении связных высказываний, ощутимую помощь оказывает картинный план или рисуночная схема.
Огромная роль отводится по развитию лексико-грамматических категорий. Без грамматики речь перестает быть полноценной, а превращается в простой набор слов. У ребенка может быть активный словарный запас сформирован, а связная речь полна аграмматизмов.
Консультативно-просветительский блок:
Оформляется стенд для родителей и педагогов, проводятся мастер-классы, раздаются памятки и буклеты родителям, проводится анкетирование
Основные принципы построения коррекционных занятий:
- Принципы лексико – грамматического подхода
- Принципы системности
- Принципы комплектности
- Принципы развития
С учетом основных задач и принципов подбираются методы обучения.
Методы коррекционно-развивающей работы в рамках кружковой деятельности :
-дидактические игры, игры-театрализации
- занятия с использование ИКТ технологий
-логоритмические занятия
-использование проектного метода.
Проводятся различные мероприятия «Наш Пушкин»
«День славянской письменности и культуры»
Форма занятий с детьми-билингвистами напоминает форму занятий с русскоязычным детьми. По своей структуре занятия включает себя организационный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, усвоением той или иной грамматической категории, развитием связной речи.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы.