Оксана Николи
Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность является необходимым условием социализации человека, средством и фактором его общего психического и личностного развития, источником познания, переживании, социальное практики, средством самопознания и самопроявления растущей личности. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своеи правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Особенности взаимоотношений у старших дошкольников
в совместной деятельности
Публикация «Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения. Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Методы и приёмы организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, в которых на этапе завершения дошкольного образования ребе нок «активно взаимодеи ствует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях, играх, способен договариваться, учитывать мнения других, ребе нок может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками», что соответствует характеристике ребе нка как субъекта взаимоотношении.
Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, в ФГОС ДО рекомендуются следующие педагогические условия организации совместнои деятельности в ДОУ :
построение образовательнои деятельности на основе взаимодеи ствия взрослых с детьми, ориентированнои на интересы и возможности каждого ребе нка и учитывающеи социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детеи друг к другу и взаимодеи ствия детей в разных видах деятельности.
Для того чтобы к началу школьного возраста умение работать в паре/группе было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа :
Первый этап (4-5 лет - средний возраст) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап (5-6 лет - старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третьи этап (6-7 лет - подготовительная группа) - должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Для успешного совместного выполнения задании могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодеи ствие и сотрудничество в продуктивное деятельности :
использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных;
разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздеи ствует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детеи к сочувствию, сопереживанию при решении поставленнои задачи);
ситуации морального выбора (когда осознание важнеи ших нравственных категории постигается дошкольниками с опорои на конкретные деи ствия в отношении сверстников: помощь в завершении начатои поделки и т. д.).
Работа по организации начальных форм сотрудничества в паре включает четыре этапа:
Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).
Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).
Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.
Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.
После нескольких образовательных ситуации, когда дети приобретают небольшой предварительный опыт взаимодействия со сверстниками, на кукольных персонажах можно проигрывать «отрицательный образец» взаимодействия (куклы выполняют задание, не обращая внимания друг на друга, ссорясь, отбирая материал и т. п.). В итоге они «не справляются с заданием». Далее с детьми обсуждаются причины сложившейся негативной ситуации, предлагается сказать, как бы они поступили в данном случае. Таким образом, педагог подводит детей к осознанию необходимости предварительной договоренности с партнером о порядке действий. После этого куклам «предоставляется возможность исправиться», то есть выполнить задание верно, сообща.
Поэтапная работа по обучению детей взаимодействию в паре, позволяет перейти на другой уровень развития продуктивного взаимодействия дошкольников к объединению их в более многочисленные подгруппы, по 3 -4 человека. Каждое последующее занятие усложняется по сравнению с предыдущим как в плане предлагающегося детям содержания работы, так и по линии условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта.
Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у детей дошкольного возраста стимулирует речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.
Вывод
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Одной из таких форм является сотрудничество. Именно сотрудничество обладает наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности, позволяет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.