Лидия Ивановна Баранова
Организация совместной деятельности старших дошкольников на развивающих занятиях с использованием методики «работа в паре»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность – это деятельность двух и более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
• контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
• понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
• наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
Публикация «Организация совместной деятельности старших дошкольников на развивающих занятиях с использованием методики „работа в паре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
• возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
С детьми можно проводить различные формы организации совместной деятельности: работу в паре («ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», подгрупповую и фронтальную.
Смысл методики «работа в паре» состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок в отдельности, а пара детей, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определённых условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умении взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться.
Способы взаимодействия, приемы и методы работы в паре могут быть разнообразными.
1. Совместно-последовательный способ взаимодействия: принимается общая цель и последовательное выполнение действий, результат действий, выполненный одним ребенком, становится результатом деятельности другого. Ценность такого способа взаимодействия - ребенок усваивает, что он несет ответственность за порученное дело, за качественное выполнение своих обязанностей перед товарищем, потому что действует не сам по себе, а в паре.
Пример. «Близняшки».
Задание участникам пары.
1. Перед вами рисунок близняшек. Все они на первый взгляд одинаковые, но это не так. Найдите все отличия между этими девочками.
2. Дорисуйте их одежду так, чтобы у обеих близняшек она была одинаковой.
3. Раскрасьте фигурки девочек. Обсудите и подберите карандаши вдвоем. Работу будете выполнять на одном листе.
II. Совместно-индивидуальный способ взаимодействия: ребенок выполняет часть работы индивидуально, но эта часть станет частью общего итогового результата.
Пример. Выполнение творческих заданий по типу: «Туфельки», «Сапожки», «Гольфы», «Варежки», «Носочки» и т. д.
Описание задания.
Дети получают задание создать пару варежек. Они должны договориться выбрать из множества предложенных заготовок нужные (одинаковые по форме и размеру, нарисовать идентичный (одинаковый) узор так, чтобы варежки были на обе руки (один ребенок создает правую рукавичку, другой - левую).
III. Работа в паре может быть организована по системе двух ролей «действующий – проверяющий».
1. Задание получает пара детей.
2. «Действующий» выполняет задание.
3. «Проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»).
4. «Действующий» исправляет ошибки.
5. «Проверяющий» сообщает о выполнении задания.
Получая новое задание, дети меняются ролями.
Взаимодействуя в паре, ребенок получает важный социальный опыт, осваивает общественные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.
Благодарю за внимание и поддержку.