Резида Багаутдинова
Работа со сказкой с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать». Так про сказку написал наш великий татарский поэт Г. Тукай.
В жизни маленького человека большое значение играет сказка.
Я много лет работаю в детском саду воспитателем по обучению детей татарскому языку ( у нас в Татарстане два государственных языка : русский и татарский). Работаю и в вальдорфских группах, в их ритме дня, где важное место уделяется сказке. Для детей дошкольного возраста полезно рассказывать одну и ту же сказку несколько дней, несколько раз, так как это повторение благотворно для маленьких детей. Это дает ребенку ошущение внутреннего покоя, а также предоставляет возможность детям вжиться достаточно сильно в различные сказочные образы.
Публикация «Работа со сказкой с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Сказка выступает одним из средств нравственного воспитания, т. к. ее образы обращены к самой душе ребенка. Сказка является естественной пищей для детской души. Через образы сказок малыш знакомится с возможностями развития человека на Земле и Космосе.
Я в своей работе обучаю детей татарскому языку по программе УМК и через народные сказки.
Веду кружок «кият, кил безг, без сине сагындык!”, что означает ”Сказка, приходи, мы хотим тебя послушать!”У меня есть свой определенный ритуал рассказывания сказок : я ее показываю на столе, как кукольный спектакль, очень красивыми куклами и игрушками, сшитыми и связанными родителями, воспитателями и детьми вальдорфских групп на родительских клубах. Эти игрушки очень приятные на ощупь, сделаны из натуральных материалов: шерсти,ткани и дерева. Их мы валяем разными способами: мокрым и сухим видами, специальными иголками и т. д. Поэтому они очень мягкие и красивые. В начале и в конце сказки я играю на флейте татарскую народную мелодию ”Мдинкй”. Дети слушают волшебную мелодию, затаив дыхание, смотрят на движущихся кукол и слушают речь воспитателя. Движущиеся куклы вызывают в ребенке “представление о живом”, внутреннюю подвижность. Картинка не просто движется, а “оживает” на глазах у ребенка, зрителя, что необычайно сильно воздействует на внутреннюю жизнь ребенка.
Cлушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет кукольный театр. Притягательность театра кукол для зрителя напрямую связана с тем, что пребывающее в неподвижном состоянии объемное изображение, картина на наших глазах приходит в движение. И движение это не механическое, случайное, но внутренне целесообразное и, поэтому, можно сказать, живое.
Содержательной основой кукольного спектакля, показываемого мной детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр оказывается своеобразной формой ее преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.
Показ кукольного театра требует значительной подготовительной работы, в частности, разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Сцена организуется на одном-двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал. Дети могут принимать участие в этой своеобразной стройке. Такая совместная подготовка дает им сильный импульс для разыгрывания впоследствии своих собственных кукольных спектаклей. Большое внимание при показе сказок уделяется куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Как правило, все куклы для театра мы изготавливаем сами, вручную. Обычно используем два вида кукол: стоячие куклы и куклы-марионетки. Выбор кукол и их изготовление является сложным творческим процессом. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего содержания персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения.
Самым большим своим достижением я считаю то, как благодарные родители рассказывают нам, воспитателям, о том, как их дети дома сами накрывают на столе сказку куклами, сшитыми родителями на родительских клубах, и показывают самые простые сказки, часто выдумывая простейшие сюжеты.