Ольга Боброва
Организация конструирования из бумаги для детей дошкольного возраста с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, нередко задаю себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие?
Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности. Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.
Публикация «Организация конструирования из бумаги для детей дошкольного возраста с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Поделки из бумаги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития, показал, что для этих детей характерны различные нарушения речевой деятельности. Кроме того, у детей, страдающих задержкой речевого и психического развития, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений, координации движений. При ряде речевых нарушений у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук связаны с речевой функцией.
Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.
Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.
Доступность материала -бумаги, его разнообразие и свойства позволяют широко использовать его в практике дошкольных учреждений. Работая с бумагой, дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети, в основном, создают художественно-эстетический продукт. Достоинством технологии работы с бумагой является интегрированность с другими разделами программы – экологией, развитием математических представлений, формированием целостной картины мира и ознакомлением с художественной литературой.
Актуальность данной темы выражена также и том, что многие родители практически не уделяют внимания занятиям детей с бумагой. Дома детям создают условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием из строительного материала и конструктора. Этими видами деятельности дети могут заниматься самостоятельно, в отличие от работы с бумагой. В процессе совместной работы происходит общение взрослого и ребенка, что благотворно влияет на развитие речи последнего, происходит сближение родителей с ребенком, что немаловажно при воспитании всесторонне развитой личности.
Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разных техник является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений. Поэтому я считаю необходимым начинать работу по конструированию из бумаги как можно раньше, т. е. с 3-х-летнего возраста. Так как, при выполнении конструктивных действий с бумагой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Детское конструирование из бумаги - очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика, ручная умелость, конструктивные и творческие способности; формируются познавательные и исследовательские умения, сенсорные навыки, навыки речевого общения и коммуникативных способностей, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме.
При работе с детьми младшего возраста я предлагаю использовать бумажные салфетки и мягкие виды бумаги, используя более простые виды работы с бумагой - это сминание и разрывание. С детьми старшего дошкольного возраста я использую разнообразные виды бумаги (газеты, журналы, цветная бумага для аппликации, бумага для принтера, оберточная бумага) и более сложные виды работы с бумагой - сгибание, скручивание, надрезание.
Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающей жизни и в соответствии с тематическим планированием.
Занятия провожу в форме "круглого стола", так, чтобы каждый ребенок был в поле моей досягаемости. Перед каждым занятием я готовлю: образцы фигурок в двух экземплярах (один - в собранном виде, с существенной дорисовкой или аппликацией деталей, другой - в развернутом); материал для складывания, необходимый каждому ребенку, и еще 2-3 запасных комплекта; бумагу определенного цвета или нескольких цветов, формы, размера, фактуры; обрезки цветной бумаги; клей, карандаши, фломастеры.
Слежу за тем, чтобы рабочее место каждого ребенка было удобно и хорошо освещено.
Складыванию каждой фигурки мной посвящается отдельное занятие. Начинаю занятие с наблюдения, беседы, сказки, создавая тем положительную мотивацию продуктивной деятельности. Вторая часть занятия представляет собой объяснение, показ и непосредственно складывание фигурки, а третья часть заключается в оценке результата, обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Изготовление сложных композиций я осуществляю в процессе коллективной деятельности, например, изготовление персонажей к сказке "Теремок". Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Складывание поделки я сопровождаю пояснениями, точно определяющие действия, или провожу в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяю при освоении базовых форм, сами названия которых связаны с похожими нас них реальными предметами ("косынка", "мороженое", "книжка", "шкафчик", "конфетка", "конверт" или "блинчик").
Из опыта работы Г. В. Бутылкиной применяю пооперационные карты. Работать с картой проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами. Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую фигуру надо взять, с чего начать работу, что делать потом. Испытывая трудности на каком-то этапе, ребенок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь.
Я стараюсь, чтобы каждое занятие несло радость детям, не допускаю скуку и переутомление, а для этого использую физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения релаксации и дыхательные упражнения, подвижные игры. Чтобы занятия были интереснее, использую поговорки, загадки, пословицы, потешки, сказки, игры.
Регулярно рассматриваю вместе с детьми все то, что им удалось сделать, положительно оценивая творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. В случае неудачи стараюсь настроить ребенка на то, что в следующий раз все будет гораздо лучше, или по желанию ребенка в индивидуальном порядке провожу повторное изготовление поделки.
Готовые поделки дети могут забирать домой, дарить друзьям и родным.