Светлана Сунаргулова
Развитие предметной деятельности с детьми раннего возраста. из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Малышу исполнился год. Этот возраст знаменует начало нового периода детства- раннего возраста. который длится до 3 лет. К году ребенок уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно общаться с ними. Начинает понимать речь и делает попыткиговорить, становится более самостоятельным-это фундамент всех его последующих приобретений.
Публикация «Развитие предметной деятельности с детьми раннего возраста, из опыта работы» размещена в разделах
Ранний возраст - это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он смог следить за движущими игрушками,хватать предметы разной формы и величины.
В младенчестве фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.
Основная его задача-помочь ребенку накопить представления о цвете. величине и других свойствах предметов и явлений.
Ребенок приходит в мир с очень большим потенциалом сенсорных способностей. Задача воспитателя выявить и своевременно способствовать их дальнейшему развитию.
Дети в возрасте от 2.5-3 до 5-6 месяцев любят подолгу рассматривать разнообразие цветовых сочетаний на коврах. шторах пытаются схватить цветы, яркие ткани.
В возрасте 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящемся находящемся на разном расстоянии от него. В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. Что существенно меняет все его поведение действий, активной речи. Речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка. Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. На основе движений руки, сформировавшемся в период полугодия, 6-7 месяцев начинают развиваться действия с предметами. Ребенок осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет,бросает. Такие действия называются манипуляциями. Постепенно действия усложняются, малыш начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов. Начиная вставать,младенец тянется вверх за различными предметами, но с большим удовольствием бросает и сталкивает игрушку вниз. С 9 до 1 года ребенок проявляет все больше самостоятельности при исследовании игрушек и предметов : резиновые сжимает, металлические стучит. Особый интерес он проявляет к сравнению величин предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. Подражая взрослому, он выполняет, сначала знакомые, а затем и новые действия: закрывает крушку, вкладывает в коробку игрушки и т. д.
К концу первого года дети уже умеют общаться с некоторыми игрушками в соответствии с заложенными вних простым правилами: нанизывает колечки пирамидки на стержень, накладывает кубик на кубик и т. д.
На втором году жизни круг действий, которые носят исследовательский характер, стремительно рассширяется, формируются сложные и важные функции мозга, начинает складыватся характер, формируется поведение. Овладение ходьбой дает возможность непосредственно общения с окружающим миром, способствует быстрому развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша.
В моей группе 13 детей из них 5 инвалидов. Возраст детей от 1до 3,5 лет. С инвалидами ведется индивидуальная работа. Сенсорное воспитание осуществляется в соответствии с "программой воспитания и обучения", был разработан примерный план занятий.
В начале учебного года была проведена диагностика развития каждого ребенка по индивидуальным особенностям.
Это помогло разделить детей по подгруппам и подобрать нужный материал для игр и занятий использовать в работе нужные приемы. В зависимости от той или иной дидактической цели.
Подбирала игрушки (пирамидки, матрешки, втуллки, бочата, которые отличались различными признаками и свойствами (цветом, формрй, величиной).Задача заключалась в том, чтобы с помощью дидактической игрушкииобратить внимание ребенка на данные свойства предмета, а затем предложить ребенку выполнить ряд занятий на подбор игрушек по сходству или различию. например, занимаясь с матрешкой или бочонком, учила определять верхнюю и нижнюю ее половинки. приложить усилие, чтобы соединить части.
В начале года в занятии одновременно участвовало 3 ребенка, затем 4. Один и тот же материал повторяется несколько раз., в зависимости от сложности и усвоения детьми.
С детьми закрепляла знания о форме. Учила различать резко контрасные формы (шар и кубик). В одном шарики в другом кубик. "Шарики" круглые, гладкие, катятся. А кубик он не катиться, плоский. Предоставив ребенку, возможность манипулировать игрушками 2-3 минуты предлагая сложить все в ведерко. Возьми кубик, положи в другое ведерко.
Учила детей различать с резко контрастными размерами предметов : большой и маленький. В большой коробочке большие кубики, а маленькие в маленький.
Кубики в коробочке,
Подарили Машеньке.
Кубики красивые
Яркие цветные.
Закрепляла знания о величине. Применяя сборно-разборные игрушки: матрешки, бочата. "Вот большая матрешка, а это маленькая. Маленькая матрешка будет прятаться в большую". Свои действия сопровождала словесными объяснениями.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна матрешка.
С детьми собирала пирамидки. В ходе занятия показывала ребенку кольцо, обращая его внимание на то, какое оно красивое. После этого показывала ребенку стержень для нанизывания колец. Предлагала выполнить такое же действие ребенку. Если он не справлялся с заданием, говорила, что мы вместе наденем кольцо на стержень. Когда ребенок нанизывал все кольца хвалила его.
Занятия и умения, полученные на занятиях, закрепляла в самостоятельной деятельности. В свободное время давала детям пирамидки. матрешки. кубики. В результате проведенной работы дети научились производить несколько действий с одним предметом, понимать большой и маленький, различать форму (шар,куб,кирпичек).
Работая над этой темой, пришла к выводу: больше внимания уделять сенсорному воспитанию детей раннего возраста не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Главные задачи в моем самообразовании -это усовершенствование методики, поиск новых форм и методов работы по вопросам сенсорного воспитания.