Марина Благова
Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и ценностно-смысловых отношений с окружающим миром, охране и укреплению его физического и психического здоровья.
Одной из основных задач является развитие интеллектуально – ценностных способностей детей, заключающихся в освоении системы представлений о мире и способов познания окружающего, как предпосылка к начальному образованию.
Публикация «Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы)» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Успешное обучение в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитие логического мышления – это развитие умения мыслить с помощью таких логических приёмов, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Все эти приёмы мы можем найти в загадке.
Знакомить детей с загадкой я начинаю с самого раннего возраста, постепенно усложняя содержание. Расширяя знания об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка. Загадка сама по себе - кладезь народной мудрости, уже в этом её ценность. Именно эта частичка устного народного творчества подводит детей к размышлению, нацеливает на поисковую деятельность, и как ничто другое способствует развитию логического мышления, фантазии, сообразительности, наблюдательности, расширяет кругозор, обогащает словарный запас.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть выполнить довольно сложную мыслительную операцию. И в этом её актуальность именно для детей старшего дошкольного возраста. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребёнка в мир поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Структура комплексных занятий строится мной с учётом продуктивной деятельности детей, которые не только отгадывают предложенные загадки, но и рисуют, лепят, выполняют работы (отгадки) в технике пластилинографии.
Загадки использую на занятиях, в индивидуальной работе, во время наблюдений на прогулке, во время проведения режимных моментов, в свободной деятельности детей, в игре.
Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению : ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский).
Загадки полны познавательного смысла. Тематика их разнообразна и содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Я пользуюсь картотекой загадок по лексическим темам: ягоды, грибы, деревья, животные…
Особую значимость в развитии интеллекта ребенка имеют загадки природоведческого содержания. К. Д. Ушинский писал, что «логика природы - есть самая доступная для детей логика». В процессе отгадывания загадок о природе у детей развиваются познавательные способности, воображение, речь.
Любая загадка ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Загадка имеет большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы : умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие загадки ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования загадок в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Исследованием Л. А. Венгера была также доказана эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игры с загадками воздействуют на эмоции детей; ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни.
Сначала неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение.
В словесной дидактической игре, с использованием загадок, дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах. В словесных играх ребё нок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать загадки по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы и др. (Т. С. Комарова,
И. С. Фрейдкин, Н. Н. Поддъяков).
Словесные дидактические игры, с использованием самых разнообразных загадок, проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подготовке детей к обучению в школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
А. И. Сорокина в сборнике «Дидактические игры в детском саду» предлагает такой интересный вид дидактической игры, как игры-загадки. По мнению автора, такие игры развивают у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В таких играх дети могут отгадывать загадки о самых разнообразных объектах природы; о птицах; животных; временах года и т. п.
Таким образом, существует большое разнообразие загадок. Задача педагога умело подобрать их для своих воспитанников. Главное, чтобы загадки нравились детям, развивали их познание, будили интерес ко всему живому.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что
логическое мышление в дошкольном возрасте проявляется преимущественно через отдельные его структурные компоненты и их целостное развитие возможно при условии соблюдения психолого-педагогических требований:
1. Осуществление педагогического руководства (применение системы активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).
2. Поэтапное использование многообразия (словесных, игр-загадок, занимательного материала, подвижных игр).
3. Опора на сформированные формы мышления (применение наглядного материала, системы сенсорных действий).
4. Одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка.
5. Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьёй.
Загадки использую от простых к сложным, с учётом возрастных особенностей детей. Многим детям нравится самим придумывать загадки, а это развивает внимание, воображение, расширяет словарный запас, формирует связную речь. Часто применяю загадки – шутки, загадки – ловушки, которые помогают развивать гибкость ума, дают возможность детям применить свои знания, предварительно найдя ошибку.
Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребёнка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Диагностические исследования, проводимые в старшем дошкольном возрасте, в 2012-2013, 2013-2014г. г. позволили проследить прогрессивные результаты развития логического мышления дошкольников.
Большая часть детей имеют средний показатель развития, дети, имеющие показатели ниже среднего, находятся под моим пристальным вниманием педагога. Результаты проводимых обследований подтвердились качеством обучения в 1-ом классе.
Добиться положительных результатов в работе с детьми можно только в тесной работе с родителями. Мне повезло: последние несколько лет я работала с заинтересованными, понимающими родителями, которые постоянно поддерживали и помогали своим непосредственным участием в воспитании и развитии детей.
Таким образом, обобщая вышесказанное, считаю развитие логического мышления с помощью загадок актуальным и своевременным, именно у детей старшего дошкольного возраста, в период подготовки к следующей ступени развития – школьному обучению.