Галина Диденко
Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы)
Ценность фольклора заключается в том, что легко устанавливается с ребенком эмоциональный контакт. Сказки, песни, потешки незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Публикация «Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Мои наблюдения показывают, что произносимые короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельная песня успокаивает, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Поехали, поехали», вызывают потребность вступить в контакт со мной. Попевки, потешки, приговорки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомив с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Широко использую народное творчество в воспитании детей. Я собрала книги с красочными иллюстрациями народных произведений для детей раннего возраста, рекомендации и картотеки игр - забав по использованию фольклора в практической работе, разрабатываю конспекты занятий, консультации для родителей. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период использовала потешки такие, как: «Вот проснулся петушок», «Кто у нас хороший». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества отражают доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки использую соответственно уровню развития детей. Интонация, с которой я их произношу понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, настраивают на отдых. Использую потешки, чтобы заставить детей двигаться, например: «Киска, киска, киска, брысь!».
Во время кормления даже те дети, которые отказываются от еды, услышав потешку, начинают есть с удовольствием: «Умница, Катенька, Ешь кашку сладенькую, вкусную, пушистую, Мягкую, душистую», «Травка- муравка со сна поднялась» Так же обращаюсь к потешкам при подготовке детей ко сну: «Вот и люди спят…», «Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки». Во время одевания на прогулку уместны такие потешки, как: «Вот они сапожки, Этот с левой (правой) ножки», «Маленькие ножки шли по дорожке, большие ноги шли по дороге». Простота и мелодичность помогает детям запомнить их. Мои наблюдения показали, что дети начинают использовать потешки в свои игры- во время кормления куклы или укладывания ее спать. Если в группе кто-то из детей плачет, то мы с другими стараемся успокоить, приговаривая: «Не плачь, купим калач». Практика показывает, что особое значение приобретают игры- забавы, с использованием фольклора. Стараюсь вводить в игры знакомые детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре- забаве: «Спи моя доченька», малыши слышат уже знакомые им «Баю- баюшки- баю», «Катя, Катя маленькая…», «Люли, люли, люли, прилетели гули». В развлечениях стараюсь использовать знакомые детям ситуации: «Солнышко, загляни в окошечко», «Дождик, дождик, полно лить», «Выйди, выйди солнышко», «Солнышко- ведрышко», «Дождик, дождик, пуще!», «Дождик, дождик, перестань». Сделала вывод, что особый интерес вызывают потешки, в которых имеются звукоподражания голосам животных, и их повадки. Малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок, петушок», «Наши уточки с утра», «На дубочке, на дубочке», «Ранним рано по утру», «Дай, молочка, Буренушка». «Курочка, рябушечка». Выразительно, эмоционально читаю произведения народного творчества. Дети чувствуют мое отношение к описываемым ситуациям. Поэтому имеют большое значение для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.