светлана одинцова
Сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Поставила цель:
Формирование у детей эмоциональной открытости, умения взаимодействовать со сверстниками посредством совместной театрализованной деятельности.
Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязных задач:
Публикация «Сообщение из опыта работы „Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста“,» размещена в разделах
Познавательное развитие – расширять представления детей о театре, его видах и театральных профессиях;
Социальное развитие – формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать у ребёнка уважение к себе, формировать умение выражать эмоции;
Речевое развитие – содействовать развитию монологической и диалогической речи, обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
Художественно – эстетическое развитие – приобщать к литературе, развивать воображение, формировать умение создавать выразительный художественный образ, обучать самостоятельному нахождению приёмов изображения;
Физическое развитие – учить согласовывать движения с текстом, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер образа, выразительность исполнения.
Тему своей углублённой работы я выбрала исходя из проблем, выявленных в результате наблюдений за деятельностью детей.
Результаты наблюдений:
Самостоятельно в театрализованные игры дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес вызывают у них игра- драматизации предложенные воспитателем и проходящими под его руководством.
Повышение интереса к познавательной деятельности при включении фрагментов театрализованной деятельности в систему занятий по обучению детей рассказыванию с использованием разных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
По ходу самой игры замечена бедность выразительных средств у некоторых дошкольников.
Для реализации поставленной цели работы по организации театрализованной деятельности с детьми я разработала и внедрила долгосрочный проект.
Ожидаемый результат:
Дети свободно чувствуют себя во время представления, умеют договариваться со сверстниками путём нахождения компромисса, умеют примерять на себя различные роли, умеют детально передавать образы персонажей, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Пополнилась развивающая среда различными театрами и костюмами.
На подготовительном этапе была проведена работа :
Подбор методической литературы;
Подбор художественной литературы;
Подбор иллюстрированного материала по теме;
Проведена диагностика детей по теме;
Составление перспективного плана;
Подбор дидактических игр и пособий, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности;
Создание мультимедийных презентаций к занятиям;
Анкетирование родителей «Театр и дети»
Родительское собрание с актуальностью темы.
Реализация основного этапа включила в себя:
Беседы «Всемирный театр», «Детский театр им. Образцова» и т. д.
Посещение приезжих театров «Как волк мамой стал», «Сказка о глупом мышонке», посещаем Дом Культуры со спектаклем для детей «Лесные истории»;
Занятие «Экскурсия в мир театра», где познакомила детей с различными видами театров, познакомила с созданием кукол к театральному представлению; использую мини- сценки, как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пришла весна!»;
Совместно с музыкальным руководителем провели интегрированное занятие для родителей «Теремок», дети были героями сказки и в конце занятия заселили каждого героя в теремок;
Игры – драматизации «Репка», «Заюшкина избушка». В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт; в свободное время дети играют с различными видами театров;
Сюжетно- ролевые игры «Ателье», «Семья» - в этом случае дети играют сами, используя интонацию, мимику.
В процессе работы использовались дидактические игры «Любимые сказки», «Лото- сказки», «Сказочное домино», пазлы;
Координацию и красоту движений мы совершенствовали и в проведении подвижныхигр «Совушка», «У медведя во бору», «Море волнуется», «Колобок», народных играх «Золотые ворота» и т. д.
Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов «Любящий сын», «Утреннее солнце», «Петушки», эмоции «Покажи, как ты радуешься, злишься, удивляешься и т. д.»
Творчество в театрализованной деятельности невозможна без развития речи. Но в тоже время и занятия театрализованной деятельностью помогают развить речь, эмоциональность и воображение. Поэтому ещё одним направлением моей работы с детьми явилось речевое творчество.
Положительные результаты дали такие приёмы, как придумывание, продолжение сказок или изменение конца знакомой сказки, придумывание историй, рассказов и сказок о животных, составление рассказов о семье и её членах для оформления тематических выставок. Одну из придуманных историй сочинённый воспитанницей о коте опубликовали в республиканском журнале «Би Кинь».
Большое внимание по речевому направлению уделялось обогащению словаря, разучиванию и проговариванию скороговорок, чистоговорок.
Традиционными начинаниями со средней группы, являлись мини представления детей перед родителями и детьми других групп. Были показаны «Васька- кот пирог печёт», «Маленький Умка», «На рождество», «Разговор деревьев», «Машенька и медведь», театральная постановка сказки «Шанежка» к проекту «Хлеб – всему голова».
Чтобы почувствовать образы героев, дети изображали их в разных видах продуктивной деятельности :
Лепка: после прочтения сказки «Заюшкина избушка», дети сами предложили построить для зайчика новую избушку, а лисичку не выгонять. В свободное от занятий время дети с удовольствием создают коллажи «Теремок»; лепка «Сказочные герои»,
Рисование: эпизоды из сказки «Три медведя», «Колобок»;
Изготовление героев сказок из бросового материала «Три поросёнка».
Надо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, т. к. у родителей не находится на это время. Поэтому мы старались использовать каждую возможность: походв ДКна театрализованные представления, просмотр сказок в исполнении воспитателей, родителей «Репка». Благодаря этому дети учатся входить в роль. Можно отметить, что после каждого представления с детьми обсуждались постановки, характер героев, особенности героев.
На заключительном этапе для родителей провела мастер- класс по театрализованной деятельности «Театралия», где родители сами побывали героями сказки. И в домашних условиях решили устраивать семейные театрализованные представления. Благодаря активности и интереса родителей и детей, в группе обогатилась предметно- развивающая среда. Родители помогли в создании костюмов к различным постановкам. Для родителей была оформлена папка-передвижка «Театр для всех», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» ,«Театр дома», иллюстрированный материал «Правила поведения в театре».
Среди родителей был проведён конкурс в изготовлении различных видов театра. Для детей и родителей проведён конкурс рисунков «Ох, уж эти сказки».
На районном фестивале «Мастер-класса 2016» выступила с темой «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Вывод:
Мой опыт работы показал, что участие детей и родителей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря, на развитие речевых способностей. Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощённо чувствовать себя, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передают образы персонажей. У детей расширилось представление о театрах.