Янина Немирова
Работа с моделями для развития временных представлений дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с моделями для развития временных представлений дошкольников.
Предназначение моделей: помочь детям освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже освоить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.
Различные виды моделей и календарей:
- простые и сложные;
-статичные и динамичные;
-плоские и объёмные;
-круговые и линейные.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Модели могут быть различной формы; кроме цвета включать и символы, числовые фигуры, цифры, буквы, названия, картинки, схематические изображения.
Модель суток.
Описание модели (по А. Давидчук):
- круг со стрелкой, разделённый на 4 цветные части:
утро – розовый цвет (солнышко встаёт)
день - жёлтый (светло, солнце светит ярко)
вечер – синий (темнеет)
ночь – чёрный (ночью темно).
День и ночь занимают большую часть секторов, так как по времени длятся дольше.
Работа с моделью:
- находят к названной части суток соответствующий сектор;
- воспроизводят последовательность частей суток, начиная с любой из них;
- определяют «соседей» каждой части суток;
-устанавливают количество частей в сутках;
-подбирают к сектору соответствующую картинку;
-дополняют части до полных суток;
-указывают на модели прожитую часть суток.
Модель недели.
Описание модели (по Р. Чудновой):
-круг со стрелкой, на котором размещаются маленькие круги с точками от одной до семи (или с цифрами 1-7, обозначающие порядковый номер каждого дня недели. Выходные дни – в красных кружках.
Работа с моделью:
-определять, что означает каждый символ;
-назвать дни недели по порядку, в обратном порядке, начиная с любого кружка;
-назвать день недели, который показывает стрелка;
-определить, какой день недели является четвёртым, пятым и т. д. по счету;
-определить дни-«соседи» названного дня;
определить, сколько дней прошло до названного дня;
-определить, какой день недели наступает раньше (позже) названного;
-назвать пропущенный день (дни) среди названных;
-определить общее количество дней в неделе.
Модель года.
Описание модели:
-круг, разделённый на 4 сектора со стрелкой:
белый – зима (зимой всё покрыто белым снегом)
зелёный - весна (появляется зелёная трава и листочки)
красный – лето (светит красное солнце, много красных ягод, цветов)
жёлтый – осень (жёлтые листья и трава).
В старшей группе каждый из секторов делиться ещё на 3 равные части (месяцы года).
Работа с моделью:
-называние последовательности времён года, начиная с любой;
-установить «соседей» сезона;
-установить контрастные сезоны;
-нахождение картинок, соответствующих сезону, выбранному стрелкой;
-чтение стихотворений, загадок, пословиц и соответствующее обозначение стрелкой;
-перечисление месяцев сезона и показывание на модели;
-нахождение месяца на модели, перечисление его характерных признаков;
Модель «Вчера, сегодня, завтра»
Описание: 3 одинаковых круга (на основе моделей суток, расположенных друг за другом горизонтально.
Работа с моделью:
-показать временные отрезки «вчера утром», «сегодня днём», «завтра вечером» и т. д. ;
-показать время, когда происходило какое-либо событие;
-составить последовательный рассказ о событиях;
-показать «было», «будет», «происходит сейчас» и др.