Надежда Бербасова
Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать пространственные представления и развивать пространственные признаки предметов.
2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать образное мышление.
3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.
Публикация «Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Ориентировка в пространстве
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима, проектор, доска, картинки с временами года; коврограф (зеленого цвета); геометрические фигуры для коврографа (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; картинка с изображением Емели; сказочный персонаж Домовёнок Кузя; мяч, волшебная палочка.
Ход:
Дети заходят в группу под музыку П. И. Чайковский «Времена года».
Учитель-дефектолог:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Дети останавливаются в круге, берут картинки, разложенные на ковре, и называют времена года.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы?
Дети отвечают: (- ковер-самолет не загрязняет окружающую среду;
- сверху лучше видны все красоты природы).
Учитель- дефектолог: Именно на таком ковре-самолете мы продолжим наш путь.
Задание 1: «УКРАСЬ КОВЕР» (индивидуальные действия с геометрическими фигурами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
Задание2: Зрительный диктант «ВЫЛОЖИ УЗОР»
Учитель- дефектолог: Молодцы, ребята, а сейчас чтобы нам двинуться с места- необходимо посчитать до 10 и на своих столах выложить такой же узор как у нашего ковра- самолета. Давайте еще раз назовем месторасположение геометрических фигур нашего ковра- самолета.
Дети передают палочку друг другу и называют: последовательно числа, а потом после счета местонахождение геометрических фигур и присаживаются за столы, затем выкладывают узор из геометрических фигур (по памяти).
(включается магнитофон «Звуки моря»)
Учитель-дефектолог: Ой, мы пролетаем над морем! А на море опустился туман. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы
Задание 3: «ОТВЕТЬ НА ВОПРОС» (игра с мячом) :
Какой день недели сегодня?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Назовите первый месяц весны.
Назовите второй месяц лета.
Какой день недели между понедельником и средой?
Какой день недели до вторника?
Учитель- дефектолог: К нам в гости пришел нарисованный человечек. Ребята узнали его?
Дети:- К нам в гости пришел Емеля.
Учитель- дефектолог: - Правильно. Это он. А хотите узнать, что Емеля делал в течении недели.
Дети: -Да.
Задание 4: «ВЫЛОЖИ ФИШКОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ»
Учитель- дефектолог: - Я буду читать стихотворение про Емелю, а вы друг за другом будете выходить и выставлять на фланелеграфе фишки- дни недели.
На столе стоит фланелеграф, Фишки, обозначающие дни недели: Красная - понедельник, оранжевая - вторник, желтая - среда, зеленая - четверг, голубая- пятница, синяя- суббота. фиолетовая- воскресенье
Учитель- дефектолог читает ("Каков Емеля, такова и неделя", автор: А. Усачев) :
Мы спросили у Емели :
-Назови нам дни недели
Стал Емеля вспоминать
Стал Емеля называть
-Дядька крикнул мне : "Бездельник!"
Это было в понедельник.
На чердак я влез и дворник.
Гнал меня метлой во вторник.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.
В пятницу дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в субботу- вот потеха!
на свинье верхом поехал.
В воскресенье отдыхал,
На мосту лежал,скучал,
Да с моста свалился в реку.
Не везет же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
Учитель- дефектолог: Ребята, давайте не будем лениться как Емеля, а лучше поиграем с нашими массажными шариками.
Задание 5: «ИГРА С МАССАЖНЫМИ ШАРИКАМИ»
Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью
И повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук. (из руки в руку)
Учитель-дефектолог: Хорошо поиграли. Я вижу как наш ковер-самолет снова набирает ход.
1 остановка: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.)
Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.
Учитель- дефектолог:
- Какая весна в нашем краю?
(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.).
- Что хорошего вы знаете о весне?
(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)
- Назовите весенние месяцы?
(март, апрель, май)
- Кто весну на крыльях приносит?
(птицы.)
- Как называются эти птицы?
(перелетные.)
- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
(зимующие)
Физкультминутка. Подвижная игра «Зимующие и перелетные».
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
Учитель- дефектолог:Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».
Учитель- дефектолог:Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).
2 остановка: Весна пройдет, а за нею …
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.
- Какое лето в нашем краю?
(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
- Что хорошего несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Учитель- дефектолог:Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).
3 остановка: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь, что в мешочке, достаньте это и опишите.
Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах
(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).
- Чем вам осень нравится?
(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
- Чем осень может огорчить?
(пасмурной, дождливой погодой)
Учитель- дефектолог:Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).
4 остановка: Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.
Учитель- дефектолог:
- Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
- Какая зима в нашем краю?
(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.)
Слышится стук. Появляется кукла домовё нка Кузи:
Взрослый: - Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что делали? (ответы детей)
Подведение итогов:
Игра в кругу с мячом (обратная связь) :
Учитель- дефектолог: Куда мы с вами сегодня путешествовали?
- Перечислите последовательность времён года.
- Что вам понравилось, запомнилось?
- В чём возникали трудности?
- Как вы с ними справились?
Домовенок – Кузя всем дарит угощение и приглашает к столу на чаепитие.