Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве. Когда сказать «на», а когда «над»? Где «за», а где «перед»? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи. Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод», «Мама работает на магазине», «Солнышко спряталось тучу».
Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, Работа над предлогами,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая над предлогами, логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи:
1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;
2. Сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;
3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);
4. Научить детей правильно употреблять предлоги;
5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;
6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счету предлог и т. д.);
7. Составлять предложение с предлогом по схеме.
Начиная работу над предлогами, логопед должен дать детям представление о том, что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги. Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол, в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол». Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет, поскольку не было названо маленькое, но очень важное слово – предлог.
Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять, где находится предмет, поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение. Каждое маленькое слово – предлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол, на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов.
На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог». Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.
Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.
Список используемой литературы:
1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение», 1991г
2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей. – М., «Гном и Д», 2007г
3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт», 2004г.