Наталья Артемьева
Работа по устранению речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по устранению речевых нарушений включает в себя несколько частей.
Я считаю, что важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:
Публикация «Работа по устранению речевых нарушений у детей» размещена в разделах
1. Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
2. Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
3. Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.
Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
• Относиться к ребенку как к равному.
• Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
• Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
• Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
• Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Помощь родителей обязательна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.
Для успешного взаимодействия логопеда и родителей важны следующие факторы:
1. информированность, т. е. теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении ребёнка и его коррекции. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда.
2. положительный эмоциональный настрой логопеда. Родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.
Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:
• Анкетирование;
• Оформление речевых уголков;
• Оформление папок-передвижек с консультациями;
• Индивидуальные консультации, беседы;
• Проведение семинаров-практикумов;
• Выступление на родительских собраниях;
• Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей;
• Проведение открытых занятий;
• Совместная подготовка к праздникам.
Роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.