Елена Барсукова
Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории детей характерны специфические речевые ошибки на русском языке, что обусловлено влиянием речевой среды дома. У этих детей значительно ограничен объем словаря (и родного и русского, снижен уровень фразовой, звукослоговой структуры, что затрудняет речевое взаимодействие. Кроме сложностей фонетического оформления высказывания, выражены лексико-грамматические нарушения. Это вызывает объяснимую озабоченность и семьи, и педагогов, поскольку является актуальной проблемой предстоящего школьного обучения.
Публикация «Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Поиск эффективных приемов коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с билингвизмом диктует необходимость подбора таких упражнений, заданий, которые позволили бы в ограниченное время, на одном пособии использовать принцип комплексной коррекции, т. е. включать как можно больше возможных вариантов для усвоения разных грамматических категорий.
С этой целью предлагаю игровую таблицу-пособие по лексической теме «Игрушки».
Варианты заданий:
1).Игра «Подарки»
Цель: усвоение согласования существительных мужского и женского рода с числительными «один», «одна»
Задание: – «На день рождения Ване подарили игрушки, целую коробку. Сколько игрушек в коробке лежат. Сосчитай правильно»
Например: одна кукла, один медведь, одна пирамида, один мяч, … и т. д.)
2).Игра «мой» – «моя»
Цель: формировать умение правильно согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе
Задание: – «Представь, что все эти игрушки подарили тебе на день рождения. Про какую игрушку скажешь «МОЯ»? Про какую скажешь «МОЙ»?
Например: моя кукла, мой медведь…. и т. д.
3) Игра «Назови по-цвету»
Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе. Закрепить названия цветов и оттенков
Задание: –Художник кисти, краски взял, всё голубым разрисовал.
Назови, какого цвета стала каждая игрушка.
Например: голубая кукла, голубой мишка,. и т. д.
**(при этом на таблицу накладывается прозрачная, голубая пленка-фильтр. Аналогично с другими разноцветными фильтрами).
4) Игра «Придумай игру»
Цель: упражнять в правильном построении фразы, согласовании существительных с глаголами.
Задание: –Придумай, как можно играть с машиной, с мячом, … Расскажи!
5) Игра «Назови - раздели»
Цель: формировать умение делить слова на части (слоги)
Задание: –Прохлопай слово! Сосчитай, сколько слогов в этом слове
–Протопай слово! Сосчитай слоги.
–Найди и назови слова с одним слогом, с двумя слогами., и т. д.
6) Игра «Будь внимателен!»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги; усвоение понятий: слева, справа, вниз, вверху. Практическое усвоение предлогов: ПОД, НАД, МЕЖДУ.
Задание: –Ты внимательно смотри, где игрушка назови!
Назови, что за игрушка справа от барабана? Что слева от юлы? Найди машину. Что вверху? …Что под самолетом? Что над ракетой? Что между мишкой и мячом? и т. д.
**Следующий этап: дети играют парами и задают эти вопросы друг другу, что способствует практическому употреблению предлогов.
7) Игра «Прятки»
Цель: формировать фонематическое восприятие: различать заданный звук в словах, определять его позицию в слове.
Задание: –Посмотри на картинки. Найди, в каких словах спрятался звук (Р, где он находится в слове, определи.
8) Игра «1-2-3, по-порядку назови»
Цель: развивать зрительное восприятия, концентрацию и объем внимания, памяти.
Задание: –Посмотри, запомни, по-порядку назови.
** (Логопед в произвольном порядке показывает три предмета, например: мяч, юла, кукла и говорит: «1-2-3 по-порядку назови».
Таким образом, каждая игра предполагает разные варианты, направленные сначала на понимание вопросов, заданий, усвоение понятий, а затем практически закрепляет усвоенные знания детей в игровой форме.