Папки-передвижки

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром

Старцева Ольга
Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром
▼ Скачать +Заказ

Тема: Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром.

Наверное, сейчас никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного самым серьезным образом экологического образования и воспитания людей, поскольку действительность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определятся поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы отношения к природе закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный возраст должен стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами нравственно-экологического образования и воспитания. Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается. Элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Публикация «Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром» размещена в разделах

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого (и настоящего) придавали (и придают) большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский, Э. И. Залкинд, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский, В. В. Давыдов, О. С. Богданова, А. С. Макаренко, Л. Р. Болотина, А. Н Захлебный, В. Н. Волчкова, В. И. Петрова, В. Сухомлинский и др.

Педагогические условия становления нравственно-экологических качеств, как фундаментального качества личности, остаются важнейшей проблемой, на решение которой и направлена моя работа.

Цель: определить уровень нравственно-экологического воспитания у детей.

Задачи:

1) Подобрать материал и провести диагностику сформированности нравственно-экологических знаний у детей.

2) Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.

3) Апробировать разработанную методику.

В эксперименте участвовали 26 детей дошкольного учреждении №161 г. Кишинева. Контрольная группа-13 детей и экспериментальная -13 детей.

В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Критерии оценки знаний дошкольников были заимствованы из методик С. Н. Николаевой, а также из национальных Стандартов обучения и развития детей. Критерии сформированности нравственно-экологических знаний и отношений, по которым, проводилась диагностика детей:

- о растительном мире,

- о животном мире,

- о временах года,

- о неживой природе,

- об отношении к миру.

Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 30 вопросов.

По результатам диагностики было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: отлично, хорошо, удовлетворительно.

Таблица 1. Оценка результатов экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте в процентах.

Группы Отлично Хорошо Удовлет-но

контрольная 18 57 25

экспериментальная 25 50 25

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов. (Рис. 1 и Рис. 2)

Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента о нравственно-экологических знаниях в контрольной группе (в %)

Рис. 2 Результаты констатирующего эксперимента о нравственно-экологических знаниях в экспериментальной группе (в %)

Рассматривая Рис. 1 и Рис. 2 можно сказать, что несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (81% и 83%, наблюдается незначительная разница 2 балла - в пользу экспериментальной группы). Отсюда следует, что представление детей о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех дошкольников. Дети любуются природой, но все-таки ломают ветви, позволяют себе рвать цветы.

В экспериментальной работе использовались разнообразные формы и методы экологической работы:

• Экологические занятия (большое внимание уделялось жудожественной литературе, которая глубоко воздействует на чувства детей:А. С. Пушкин, А. Ферт,М. Пришвин и др.);

• Беседы экологического содержания;

• Экологические викторины (Осень);

• Целевые прогулки и наблюдения (в лес, по территории детского сада). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды);

• Труд в природе (выращивали лук и фасоль; сбор семян цветов, высаживание цветов и семян, ухаживание за растениями на клумбе, полив растений, уборка клумб, взрыхление почвы);

• Экспериментирование ( поисковая деятельность детей: вода, песок, глина, камни, метал, дерево);

• Игровая деятельность (она включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной)

Также на формирующем этапе нравственно-экологического воспитания детей использовала яркий наглядный, художественно оформленный материал. Проводила уроки доброты, праздники, тематические дни: «Наш друг- лес», «Растения- легкие Земли». Практиковала игры «Узнай и назови», «Построй домик животному», игры-экскурсии, путешествия в зоопарк, игры-путешествия. Старт игры проводится в театральной форме (Лесовичок приглашает детей в сказочный лес, на пути они встречают препятствия, которые преодолевают). Ведем «Панораму добрых дел», календарь природы. С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания, было проведено знакомство с атласом животного мира. Чтобы определить сформированность знаний у детей провела контрольную диагностику по нравственно-экологическому воспитанию, были выявлены следующие результаты, которые представлены ниже в таблице.

Таблица 2. Оценка результатов экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте в процентах.

Группы

Отлично

Хорошо

Удовлетв-но

контрольная

26

66

8

экспериментальная

43

57

0

Рис. 3 Распределение детей по уровням сформированности нравственно-экологических знаний по результатам контрольного эксперимента в контрольной группе (в %)

Рис. 4 Распределение детей по уровням сформированности нравственно-экологических знаний по результатам контрольного эксперимента в экспериментальной группе (в %)

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте была определена величина изменения с динамикой уровней сформированности нравственно-экологических знаний у дошкольников.

Рис. 5 Сравнительный график повышения среднего балла в контрольной и экспериментальной группах по результатам контрольного и констатирующего экспериментов.

Анализ результатов диагностики сформированности нравственно-экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной группы в контрольном эксперименте позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень нравственно-экологических знаний детей повысился.

2. Результаты дошкольников в контрольном эксперименте показали, что уровень нравственно-экологических знаний в контрольной группе увеличился на 4 %, и составил 85%, а в экспериментальной группе увеличился на 14%, и составил 97%.

По результатам проведенной работы мы видим, как изменилось отношение детей к природе. У детей формировано ясное, точное представление о предметах и явлениях природы. Мы заметили, что у детей создается прочный фундамент конкретных знание о природе ближайшего окружения, развиваются умения позитивно взаимодействовать с ней. Расширены знания и представление детей, что в живой природе всё связано между собой, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек - это часть природы, и он активно воздействует на неё.

2.2 Участие в деятельности учебного заведения.

За весь период работы в нашем детском саду №161 я регулярно принимала участие в педагогической жизни коллектива.

Принимала участие в методических и общественных мероприятиях, проводимых в детском саду. Ежегодно принимаю участие в смотре готовности детского сада к новому учебному году, и достигаем хороших результатов. Готовлю доклады и сообщения на педагогические советы и методические часы, проводимые в детском саду, принимаю участие в открытых занятиях детского сада. Участвовала в различных конкурсах, которые организовывались на уровне детского сада и районов. Принимаю участие в оформлении музыкального зала перед праздничными утренниками. Принимала участие в выставках к осенним, весенним и пасхальным праздникам, изготовляли поделки из природного материала совместно с детьми и родителями. Поддерживаю дружеские отношения со всеми коллегами детского сада. Консультируюсь и прошу совета у более опытных коллег.

В теплое время года участвую в конкурсах по оформлению и облагораживанию территории детского сада и участка.

2.3 Личное содействие престижу и облику учебного заведения.

Каждое дошкольное учреждение имеет свое лицо. От этого зависит, какой детский сад выберут родители для своего ребенка и совсем не безразлично быть в более привлекательном учреждении и группой для потенциальных родителей и детей. Имидж детского сада и группы- это образ сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое и воспитательное влияние определенной направленности на конкретных людей.

Я горжусь своим детским садом, коллективом и воспитанниками. В детском саду принимаю активное участие во всех мероприятиях, в том числе по экологическому воспитанию. Делюсь личным опытом на педсоветах, семинарах, метод часах, показываю открытие занятия. Уделяю много внимания работе с детьми по всем куррикулярным областям знаний. Участвую во всех выставках посвящё нных праздникам: Пасхи, Новому году, Временам года, Масленице, Мэрцишор, Золотой осени. Привлекаю родителей к оказанию помощи в подготовке и проведении утренников, открытых мероприятий, выставок. Родители активно участвуют в сборе коллекций «Ракушки», «Камни», с удовольствием участвуют в изготовлении поделок из природного материала для украшения группы, праздников. Многие родители оказывают помощь в оборудовании экологического уголка, где живут попугайчик и рыбки; принимают активное участие в озеленении группы, весной принимают участие в посадке деревьев, цветов в оформлении участка и группы для детей.

3. Непрерывное улучшение профессиональных компетенций.

Для непрерывного улучшения профессиональных компетенций мы строи свою работу в соответствии с куррикулум по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста (1-7 лет) в Республике Молдова, различными методическими пособиями: 1001 идея по качественному раннему воспитанию, Раннее воспитание (методическое пособие для воспитателя, Стандарты обучения и развития детей от рождения до 7 лет. В работе использую интегрированные и комплексные занятия. Свое совершенствование профессионального мастерства осуществляю при помощи различных форм: провожу открытые мероприятия для коллег и родителей, беседы и консультации для родителей, провожу открытые занятия согласно тематике педсоветов, посещаю семинары, открытые занятия своих коллег и коллег других детских садов, посещаю метод объединения.

В этом году повышала свой педагогический уровень на следующих курсах:

29.09.21-15.10.21 - cursuri de formare profesional continua pe baza Institutul de Formare Confinu. Num rul total de ori 150.

07.11.21 - 17.11.2021 – cursuri de formare continua pe baza Institutul de Formare Continu. Num rul total de ori 75.

Систематическая работа, направленная на совершенствование своего профессионального мастерства, помогает мне найти эффективные приемы работы с детьми и родителями, овладеть диагностической и исследовательской педагогической деятельностью.

4. Перспективное направление.

Всем известно, что ребёнок «учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоцэкосистему. Члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь, а детский сад, школа должны быть организующим началом в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества. В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. И как бы не старались педагоги прививать детям навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эффективно это сделать невозможно. Поэтому перспектива экологического воспитания именно в содружестве детского сада и семьи.

5. Успехи детей

В своей работе я осуществляла отбор новых методов и приемов, использовала средства и формы обучения, которые позволили правильно организовать педагогический процесс. К детям был использован дифференцированный подход с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Экспериментирование проводилось в спокойной, доброжелательной атмосфере, это побуждало детей к творчеству,к проявлению фантазии. Систематически провожу педагогическую диагностику, и это позволяет отслеживать результаты детей, анализировать проделанную работу, добиваться высоких результатов.

Таблица. Контрольные срезы знаний, умений, навыков детей группы за период 2020-2021 учебный год.

Показатели развития Младшая группа

2019-2020 уч. г. Средняя группа

2020-2021 уч. г.

Отлич

но Хоро

шо Удовл. Отлич

но Хоро

шо Удовл.

Личное развитие, воспитание в семье и обществе

25

71

4

46

54

0

Развитие речи и общение

25

67

8

42

58

0

Формирование предпосылок для чтения и письма

-

-

-

46

54

0

Формир-ние элем-ных математических представлений

40

48

12

50

46

4

Воспитание прав-ного отношения к природной среде и культуре

37

59

4

42

58

0

Физическое воспитание

40

56

4

33

63

4

Воспитание здорового образа жизни

37

63

0

50

50

0

Литературно-художественное воспитание

40

56

4

54

46

0

Изобразительное искуство

33

59

8

42

58

0

В конце 2020-2021 уч. г предстоит еще одна итоговая педагогическая диагностика знаний, умений и навыков детей. Из опыта работы могу выразить уверенность в том, что по итогам года по всем куррикулярным областям знаний, у детей будет уровень полного успеха, т. е.

показатели выше 85%. В результате проделанной работы есть положительные результаты:

-повысился уровень нравственно-экологической культуры у детей;

-дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её;

-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром
Опубликовано: 13 марта 2022 в 21:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром» (включая файлы) размещена пользователем Старцева Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД