Старцева Ольга
Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром
▼ Скачать +Заказ
Тема: Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром.
Наверное, сейчас никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без организованного самым серьезным образом экологического образования и воспитания людей, поскольку действительность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определятся поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы отношения к природе закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный возраст должен стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами нравственно-экологического образования и воспитания. Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается. Элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Публикация «Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром» размещена в разделах
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого (и настоящего) придавали (и придают) большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский, Э. И. Залкинд, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский, В. В. Давыдов, О. С. Богданова, А. С. Макаренко, Л. Р. Болотина, А. Н Захлебный, В. Н. Волчкова, В. И. Петрова, В. Сухомлинский и др.
Педагогические условия становления нравственно-экологических качеств, как фундаментального качества личности, остаются важнейшей проблемой, на решение которой и направлена моя работа.
Цель: определить уровень нравственно-экологического воспитания у детей.
Задачи:
1) Подобрать материал и провести диагностику сформированности нравственно-экологических знаний у детей.
2) Выявить эффективность проведенной экспериментальной работы.
3) Апробировать разработанную методику.
В эксперименте участвовали 26 детей дошкольного учреждении №161 г. Кишинева. Контрольная группа-13 детей и экспериментальная -13 детей.
В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Критерии оценки знаний дошкольников были заимствованы из методик С. Н. Николаевой, а также из национальных Стандартов обучения и развития детей. Критерии сформированности нравственно-экологических знаний и отношений, по которым, проводилась диагностика детей:
- о растительном мире,
- о животном мире,
- о временах года,
- о неживой природе,
- об отношении к миру.
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 30 вопросов.
По результатам диагностики было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Таблица 1. Оценка результатов экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте в процентах.
Группы Отлично Хорошо Удовлет-но
контрольная 18 57 25
экспериментальная 25 50 25
Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов. (Рис. 1 и Рис. 2)
Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента о нравственно-экологических знаниях в контрольной группе (в %)
Рис. 2 Результаты констатирующего эксперимента о нравственно-экологических знаниях в экспериментальной группе (в %)
Рассматривая Рис. 1 и Рис. 2 можно сказать, что несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (81% и 83%, наблюдается незначительная разница 2 балла - в пользу экспериментальной группы). Отсюда следует, что представление детей о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех дошкольников. Дети любуются природой, но все-таки ломают ветви, позволяют себе рвать цветы.
В экспериментальной работе использовались разнообразные формы и методы экологической работы:
• Экологические занятия (большое внимание уделялось жудожественной литературе, которая глубоко воздействует на чувства детей:А. С. Пушкин, А. Ферт,М. Пришвин и др.);
• Беседы экологического содержания;
• Экологические викторины (Осень);
• Целевые прогулки и наблюдения (в лес, по территории детского сада). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды);
• Труд в природе (выращивали лук и фасоль; сбор семян цветов, высаживание цветов и семян, ухаживание за растениями на клумбе, полив растений, уборка клумб, взрыхление почвы);
• Экспериментирование ( поисковая деятельность детей: вода, песок, глина, камни, метал, дерево);
• Игровая деятельность (она включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной)
Также на формирующем этапе нравственно-экологического воспитания детей использовала яркий наглядный, художественно оформленный материал. Проводила уроки доброты, праздники, тематические дни: «Наш друг- лес», «Растения- легкие Земли». Практиковала игры «Узнай и назови», «Построй домик животному», игры-экскурсии, путешествия в зоопарк, игры-путешествия. Старт игры проводится в театральной форме (Лесовичок приглашает детей в сказочный лес, на пути они встречают препятствия, которые преодолевают). Ведем «Панораму добрых дел», календарь природы. С целью обучения детей умению классифицировать животных со средой их обитания, было проведено знакомство с атласом животного мира. Чтобы определить сформированность знаний у детей провела контрольную диагностику по нравственно-экологическому воспитанию, были выявлены следующие результаты, которые представлены ниже в таблице.
Таблица 2. Оценка результатов экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте в процентах.
Группы
Отлично
Хорошо
Удовлетв-но
контрольная
26
66
8
экспериментальная
43
57
0
Рис. 3 Распределение детей по уровням сформированности нравственно-экологических знаний по результатам контрольного эксперимента в контрольной группе (в %)
Рис. 4 Распределение детей по уровням сформированности нравственно-экологических знаний по результатам контрольного эксперимента в экспериментальной группе (в %)
По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте была определена величина изменения с динамикой уровней сформированности нравственно-экологических знаний у дошкольников.
Рис. 5 Сравнительный график повышения среднего балла в контрольной и экспериментальной группах по результатам контрольного и констатирующего экспериментов.
Анализ результатов диагностики сформированности нравственно-экологических знаний дошкольников контрольной и экспериментальной группы в контрольном эксперименте позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень нравственно-экологических знаний детей повысился.
2. Результаты дошкольников в контрольном эксперименте показали, что уровень нравственно-экологических знаний в контрольной группе увеличился на 4 %, и составил 85%, а в экспериментальной группе увеличился на 14%, и составил 97%.
По результатам проведенной работы мы видим, как изменилось отношение детей к природе. У детей формировано ясное, точное представление о предметах и явлениях природы. Мы заметили, что у детей создается прочный фундамент конкретных знание о природе ближайшего окружения, развиваются умения позитивно взаимодействовать с ней. Расширены знания и представление детей, что в живой природе всё связано между собой, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек - это часть природы, и он активно воздействует на неё.
2.2 Участие в деятельности учебного заведения.
За весь период работы в нашем детском саду №161 я регулярно принимала участие в педагогической жизни коллектива.
Принимала участие в методических и общественных мероприятиях, проводимых в детском саду. Ежегодно принимаю участие в смотре готовности детского сада к новому учебному году, и достигаем хороших результатов. Готовлю доклады и сообщения на педагогические советы и методические часы, проводимые в детском саду, принимаю участие в открытых занятиях детского сада. Участвовала в различных конкурсах, которые организовывались на уровне детского сада и районов. Принимаю участие в оформлении музыкального зала перед праздничными утренниками. Принимала участие в выставках к осенним, весенним и пасхальным праздникам, изготовляли поделки из природного материала совместно с детьми и родителями. Поддерживаю дружеские отношения со всеми коллегами детского сада. Консультируюсь и прошу совета у более опытных коллег.
В теплое время года участвую в конкурсах по оформлению и облагораживанию территории детского сада и участка.
2.3 Личное содействие престижу и облику учебного заведения.
Каждое дошкольное учреждение имеет свое лицо. От этого зависит, какой детский сад выберут родители для своего ребенка и совсем не безразлично быть в более привлекательном учреждении и группой для потенциальных родителей и детей. Имидж детского сада и группы- это образ сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое и воспитательное влияние определенной направленности на конкретных людей.
Я горжусь своим детским садом, коллективом и воспитанниками. В детском саду принимаю активное участие во всех мероприятиях, в том числе по экологическому воспитанию. Делюсь личным опытом на педсоветах, семинарах, метод часах, показываю открытие занятия. Уделяю много внимания работе с детьми по всем куррикулярным областям знаний. Участвую во всех выставках посвящё нных праздникам: Пасхи, Новому году, Временам года, Масленице, Мэрцишор, Золотой осени. Привлекаю родителей к оказанию помощи в подготовке и проведении утренников, открытых мероприятий, выставок. Родители активно участвуют в сборе коллекций «Ракушки», «Камни», с удовольствием участвуют в изготовлении поделок из природного материала для украшения группы, праздников. Многие родители оказывают помощь в оборудовании экологического уголка, где живут попугайчик и рыбки; принимают активное участие в озеленении группы, весной принимают участие в посадке деревьев, цветов в оформлении участка и группы для детей.
3. Непрерывное улучшение профессиональных компетенций.
Для непрерывного улучшения профессиональных компетенций мы строи свою работу в соответствии с куррикулум по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста (1-7 лет) в Республике Молдова, различными методическими пособиями: 1001 идея по качественному раннему воспитанию, Раннее воспитание (методическое пособие для воспитателя, Стандарты обучения и развития детей от рождения до 7 лет. В работе использую интегрированные и комплексные занятия. Свое совершенствование профессионального мастерства осуществляю при помощи различных форм: провожу открытые мероприятия для коллег и родителей, беседы и консультации для родителей, провожу открытые занятия согласно тематике педсоветов, посещаю семинары, открытые занятия своих коллег и коллег других детских садов, посещаю метод объединения.
В этом году повышала свой педагогический уровень на следующих курсах:
29.09.21-15.10.21 - cursuri de formare profesional continua pe baza Institutul de Formare Confinu. Num rul total de ori 150.
07.11.21 - 17.11.2021 – cursuri de formare continua pe baza Institutul de Formare Continu. Num rul total de ori 75.
Систематическая работа, направленная на совершенствование своего профессионального мастерства, помогает мне найти эффективные приемы работы с детьми и родителями, овладеть диагностической и исследовательской педагогической деятельностью.
4. Перспективное направление.
Всем известно, что ребёнок «учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоцэкосистему. Члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь, а детский сад, школа должны быть организующим началом в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества. В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. И как бы не старались педагоги прививать детям навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эффективно это сделать невозможно. Поэтому перспектива экологического воспитания именно в содружестве детского сада и семьи.
5. Успехи детей
В своей работе я осуществляла отбор новых методов и приемов, использовала средства и формы обучения, которые позволили правильно организовать педагогический процесс. К детям был использован дифференцированный подход с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Экспериментирование проводилось в спокойной, доброжелательной атмосфере, это побуждало детей к творчеству,к проявлению фантазии. Систематически провожу педагогическую диагностику, и это позволяет отслеживать результаты детей, анализировать проделанную работу, добиваться высоких результатов.
Таблица. Контрольные срезы знаний, умений, навыков детей группы за период 2020-2021 учебный год.
Показатели развития Младшая группа
2019-2020 уч. г. Средняя группа
2020-2021 уч. г.
Отлич
но Хоро
шо Удовл. Отлич
но Хоро
шо Удовл.
Личное развитие, воспитание в семье и обществе
25
71
4
46
54
0
Развитие речи и общение
25
67
8
42
58
0
Формирование предпосылок для чтения и письма
-
-
-
46
54
0
Формир-ние элем-ных математических представлений
40
48
12
50
46
4
Воспитание прав-ного отношения к природной среде и культуре
37
59
4
42
58
0
Физическое воспитание
40
56
4
33
63
4
Воспитание здорового образа жизни
37
63
0
50
50
0
Литературно-художественное воспитание
40
56
4
54
46
0
Изобразительное искуство
33
59
8
42
58
0
В конце 2020-2021 уч. г предстоит еще одна итоговая педагогическая диагностика знаний, умений и навыков детей. Из опыта работы могу выразить уверенность в том, что по итогам года по всем куррикулярным областям знаний, у детей будет уровень полного успеха, т. е.
показатели выше 85%. В результате проделанной работы есть положительные результаты:
-повысился уровень нравственно-экологической культуры у детей;
-дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по охране её;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.