Получи документы

Обобщение опыта «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»

Григорьева Светлана
Обобщение опыта «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль развития речи у детей в дошкольном возрасте является крайне значимой. Овладение речью влияет на восприятие, память и мышление, а также способствует улучшению всех видов деятельности и настойчиво помогает в социализации ребенка.

По исследованиям таких ученых, как О. С. Ушакова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и Н. Н. Поддъяков, речевое развитие в младшем возрасте имеет особое значение. В обучении старших дошкольников основное внимание уделяется именно развитию связной речи, так как требования к этой области поднялись на новый уровень.

К моменту поступления в школу ребенок должен уверенно владеть родным языком, что включает в себя достаточно богатый словарный запас, усвоение языковых норм и грамматики, а также умение полно и последовательно передавать содержание готового текста или составлять его самостоятельно.

Из моего опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что около половины из них испытывают трудности в развитии связной речи. Например, многим детям сложно составить связный рассказ, будь то по картинке или нет, и они не всегда соблюдают структуру рассказа (начало, середина, конец). Их предложения часто имеют простую структуру и не всегда логически связаны. В результате получаются краткие и неинформативные рассказы.

Эти проблемы также наблюдаются в том, как дети выражают свои мысли. Хотя они легко устанавливают контакт как друг с другом, так и со взрослыми, не всегда их мысли выражаются полно и понятно. Некоторые дети вообще затрудняются завершить свои мысли, так как «не находят слов».

Всё это подчеркивает необходимость целенаправленной работы в этой области. Моя основная тема звучит так: «Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Создавать условия для развития связной речи детей через разучивание сказок, составления рассказов и пересказа, словесных и дидактических игр, театрализованную деятельность;

2. Развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме;

3. Развивать творческие способности;

4. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

5. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам развития познавательной и речевой активности детей.

Принципы работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

1. Принципа дифференцированного подхода. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка и его интересы, поддерживается инициатива;

2. Принцип сотрудничества детей и взрослого;

3. Принцип психологического комфорта каждого ребенка;

4. Принцип интеграции образовательных областей;

5. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Организация предметно-развивающей среды

Сказка, при творческом подходе, открывает такие широкие возможности, что её можно использовать не только во время занятий, охватывающих все образовательные области, но и в свободной деятельности. Это помогает развивать связную речь у детей разного возраста и с различным уровнем речевых и интеллектуальных навыков.

Для ребенка сказка — это мир игры и волшебства, где важнее создавать нужную атмосферу, чем достигать какого-то результата. Чуть-чуть сказки и волшебства — и вы видите перед собой счастливого и радостного малыша.

Я начала свою работу с наблюдений за детьми. Просматривая их поведение во время игр, занятий и экскурсий, можно заметить, что в ситуациях, где не требуется концентрация внимания, дети становятся более раскрепощенными. Они охотно перевоплощаются в любимых героев, фантазируют и ярко выражают свои мысли. Взаимодействуя с сказочными элементами, дети легко и естественно решают творческие задачи, проявляя свое индивидуальное творчество.

Согласно моему опыту, различные страхи и неуверенность могут негативно сказываться на развитии речи у детей. Страхи вызывают повышенную тревожность, которая, в свою очередь, снижает самооценку и проявляется в нежелании общаться и демонстрировать свои способности. Учитывая это, я организовала свою работу с детьми, направленную на развитие связной речи и творческой активности.

Для достижения этих целей, я создала развивающую среду. Организация пространства имеет большое значение для самостоятельного художественного творчества. В группе я старалась создать такие условия, чтобы дети могли выражать свои желания, активно действовать и развивать свою фантазию, что, в свою очередь, будет способствовать речевой активности.

В самостоятельной художественно-речевой деятельности мы используем игрушки для настольного театра, такие как объемные, мягкие и плоские, элементы декораций, пальчиковый театр, различные маски и ширмы для кукольного театра, а также теневой театр, электронные сборники сказок и классической музыки, включая музыку для релаксации. Однако важно отметить, что для успешного развития творчества значима не только сама среда, но и восприятие её ребенком. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в комфортных условиях для самого ребенка.

Методы развития связной речи старших дошкольников через использование сказки в детском саду.

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Речь детей зачастую развивается естественным образом, в основном в домашних условиях или на улице. Тем не менее, такая стихийная речь не всегда соответствует нормам речевой культуры и может содержать слова жаргона, просторечия или даже ненормативную лексику.

Чтобы научить детей выразительно формулировать свои мысли, правильно строить фразы, расширить активный словарный запас, развивать эстетический вкус и воспитать навыки хорошего поведения в обществе и семье, важно читать художественную литературу.

Чтение художественных произведений решает множество задач в речевом развитии. Оно способствует обогащению словарного запаса, освоению грамматически правильных конструкций, а также формированию культуры поведения и речи, когда дети берут пример с персонажей. Анализируя содержание и структуру книг, дети учатся формировать связную речь, выражать свои мнения, строить сложные предложения. Прослушивая и пересказывая произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение и отношение к персонажам.

При чтении художественной литературы я придерживаюсь некоторых принципов. Во-первых, я объявляю название и автора произведения перед его прочтением. Во-вторых, объясняю незнакомые слова, чтобы дети понимали суть текста и не теряли основное содержание. В-третьих, читаю текст выразительно, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. После чтения я обязательно слушаю мнение детей о произведении, и если они хотят, его можно прочитать снова.

Я выбираю художественные произведения в зависимости от возраста, интересов детей и тематики недели. Перед чтением я самостоятельно знакомлюсь с книгой, так как некоторые современные произведения могут содержать неуместные или некультурные тексты и иллюстрации.

Метод пересказа в развитии связной речи.

Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, внимания и памяти. В процессе этого улучшаются произношение и структура речи, а также усваиваются правила построения как цельного текста, так и отдельных предложений. Использование высокохудожественных произведений классической детской литературы дает возможность эффективно развивать "чувство языка", которое включает внимание к синтаксическим, грамматическим и лексическим аспектам речи, а также умение оценивать правильность высказываний в соответствии с языковыми нормами.

При обучении старших детей я применяю следующую методику: сначала веду беседу по заданной теме, обсуждаем тематические картинки, задаю загадки, а затем предлагаю рассказ от одного из авторов на эту тему. В старшей и подготовительной группах можно предложить два рассказа от разных авторов, позволяя детям самостоятельно выбрать один из них, при этом ставя перед ними задачу объяснить свой выбор. Это помогает развивать связную диалогическую и монологическую речь, а также умение четко обосновывать свою точку зрения.

Затем мы предварительно разбираем незнакомые слова в тексте, чтобы рассказ был понятен детям и они не теряли основную мысль. После этого я читаю рассказ выразительно и четко.

После прослушивания я задаю вопросы по содержанию рассказа, которые не только помогают установить последовательность событий, но и выявить отношение детей к героям и событиям. Например, обсуждая произведение Н. Носова "Фантазеры", спрашиваю: "О чем Игорь рассказал мальчикам?", "Как вы думаете, правильно ли он поступил и почему?", "Как отнеслись главные герои к этому?".

Также важно задавать вопросы о том, как автор описывает события, какие слова использует и как относится к персонажам. Можно включать поисковые (где? куда) и проблемные (как? зачем? почему) вопросы, требующие ответов в виде сложноподчиненных предложений.

Затем совместно с детьми мы составляем план пересказа, и несколько детей пересказывают текст самостоятельно: короткий текст пересказывает один ребенок, а длинный — по цепочке. После этого мы обсуждаем услышанные пересказы, выражая свои мнения и добавления.

Для старших детей я использую более сложные виды пересказов: пересказ повествовательных и описательных рассказов, выбор одного текста из нескольких предложенных с объяснением выбора, придумывание продолжения к услышанному и пересказанному короткому рассказу, а также драматизацию литературных произведений.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Театрализованная деятельность успешно способствует развитию связной речи у дошкольников. В процессе театрализации и драматизаций развивается речь во всех аспектах: обогащается словарный запас образной лексикой, формируется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса) и осваиваются навыки диалогической речи (умение спрашивать, отвечать, делать реплики и слушать).

Использование пластических этюдов и развитие сценических навыков помогают детям воссоздавать образы сказочных персонажей через интонацию, мимику, жесты и движения.

Дети с радостью включаются в театральную деятельность. Они охотно вспоминают знакомые сказки, надевают костюмы и подражают речи и движениям героев. Это создает чувство раскрепощенности, что положительно влияет на их речевое развитие.

На среднем этапе мы использовали театрализованные показы хорошо известных литературных произведений, тогда как на старшем этапе организуем театральные постановки придуманных историй или сказок. Хотя это сложная задача, она очень интересна. Дети могут самостоятельно придумать рассказ или использовать предложенные картинки, участвуя в дидактической игре "Расскажи сказку", а также использовать театральные костюмы или персонажи пальчикового театра, выбирая их самостоятельно или с помощью игры "Чудесный мешочек".

После этого мы обсуждаем особенности будущего театрального представления. Обсуждаем характеры персонажей, их поведение, речь, возможные диалоги и костюмы, а также распределяем роли.

В процессе такого театрализованного представления дети глубже погружаются в образы своих героев. Мы наблюдаем импровизацию действий и диалогов в зависимости от ситуации.

Работа организована в подгруппах и учитывает индивидуальные особенности, интересы детей.

Воспитание сказкой

Особый интерес для меня представляет универсальная методика работы со сказками Ларисы Борисовны Фесюковой.

Одним из эффективных приемов, который способствует активному вовлечению детей в речевую деятельность, является метод «проживания» сказки. С помощью алгоритма рассуждений мы учим детей осмыслять действия персонажей, понимать их сущность и анализировать правильность их поступков. В процессе обсуждений мы делаем выводы о поступках героев: какое влияние они оказывают на окружающих (радость, горе, прозрение, а также в каких ситуациях персонажи выступают созидателями, а в каких — разрушителями. Мы также стараемся представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства.

Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка. (развитие речи)

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой размещена на сайте ДОУ https://26275.maam.ru/maps/news/619325.html

Метод дидактических игр в развитии связной речи

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

Учить ребенка рассказывать необходимо живо и интересно, так лучше формируется его связная речь. Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей, в ходе игры дети более охотно и заинтересованно включаются в деятельность, раскрываются их коммуникативные способности.

В своей работе по развитию связной речи мы используем множество различных дидактических игр и пособий.

Такие дидактические игры как «Кто больше заметит небылиц?», «Что общего между…», «Теремок», «Путаница» научат ребенка объяснять, находить связи, четко и грамотно выражать свою точку зрения, разовьют его внимание и мышление.

Игры: «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Чего на свете не бывает?», «Расскажи сказку», «Нарисуй сказку», «Невиданное животное», «А я бы…», «Составь два рассказа», «Четыре слова – уже рассказ», «Сплетем венок из предложений», «Магазин», «Найди картинке место», «Сказка наоборот», «Салат из сказок», «Ах, если бы…» направлены на формирование у детей умение определять последовательность действий, грамотно, последовательно излагать рассказ свободно или с опорой на картины, карточки, рисунки, мнемосхемы, развитие творческое воображение.

Формировать умение описывать предмет, узнавать по описанию, использовать в своей речи прилагательные, эпитеты и наречия, умение задавать вопросы помогут игры «Отгадай-ка», «Фотограф», «Как ты узнал?», «Внимание! Розыск!», «Загадай и отгадай вид спорта», «Скажи комплимент», «Да – нет», «Подбери эпитеты», «Назови по-своему».

Хотелось бы отметить, что на большинство этих игр требуется минимум затрат средств и времени, они вариативны. Например достаточно изготовить один набор карточек с различными изображениями. И вот уже готовы такие игры как «Что общего между…», «Расскажи сказку», «Магазин», «Фотограф» и т. д.

Использование кукольного театра в развитии связной речи

На данном этапе работы мы уделили большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук. Я решила начать с настольного театра, где использовались игрушки, плоскостные фигуры и фигурки из картона. Детям оказалось проще работать с таким театром, и это объясняется тем, что фигуры можно установить и затем озвучить. Ребятам было тяжело правильно использовать предлоги в речи, поэтому мы применяли игровые упражнения, такие как «Где спрятался колобок?» (в ящик, под стол, за домик и т. д.).

Следующим шагом стала работа с наручным театром. Мы использовали пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики. Когда дети научились совмещать действия пальчиков с речью, первым делом мы начали с пальчикового театра. Дети были в восторге от него, поскольку на их ладошках «оживала» сказка. Мы сразу начали подражать повадкам героев, изменяя тон голоса (например, как у мышки или медведя). Мы также раздумывали над качествами, поступками и характером героев. Сначала дети демонстрировали простые движения (побежали, наклонились, повернулись, затем играли в игру: «Как показать "здравствуйте", "до свидания" одним пальчиком?»

После того как дети научились управлять пальчиками, в игру вступили перчаточные театры, которые позволяли играть несколькими героями одновременно. Дети особенно полюбили сказки: их язык отличается яркостью и красочностью, содержит множество метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов и ритмичных повторов. Всё это помогает детям запомнить сказку и обогатить их словарный запас. Театральное искусство является близким и понятным как детям, так и взрослым, прежде всего благодаря тому, что в его основе лежит игра.

С помощью кукольного театра мы решали следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь;

• Развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

• Обучать детей правильному звукопроизношению;

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Кукольный театр является хорошими помощниками и при пересказе детьми произведений художественной литературы, которые напоминают ребятам основные эпизоды прочитанного произведения.

В нашем детском саду созданы замечательные кукольные театры для детей, которыми мы с удовольствием пользуемся в своей работе.

Виды театров:

настольный (на cd дисках, игрушек, на картинке) помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

театр на руке (пальчиковая, Биба-Бо, топотушки) развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

живой (театр масок).

2. Организация работы с родителями по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Речь ребенка, прежде всего, развивается в условиях семьи. Родители являются главным примером для детей. К сожалению, в современном мире родители уделяют мало времени речевому развитию детей, ссылаясь на занятость или незнание приемов развития связной речи. В связи с этим дети большую часть времени проводят за компьютером и телевизором, а также «впитывают в себя» далеко не всегда культурные слова, которые слышат на улице. Вследствие этого связная речь ребенка развивается недостаточно или не является грамотной и культурной.

Как уже было описано в предыдущих пунктах, в детском саду проводится большая работа по развитию связной речи дошкольников. Однако данную задачу нельзя выполнить даже на половину без участия родителей. Поэтому параллельно работе с детьми проводится и работа с их родителями по этому вопросу.

С целью выявления деятельности родителей по воспитанию и развитию связной речи своего ребенка в условиях дома и компетентности их по этому вопросу родителям была предложена анкета «Сказка в жизни каждого ребенка». Анализ результатов показал, что не все родители уделяют этому вопросу внимание. Многим семьям удобно, когда дети могут самостоятельно занять себя просмотром мультфильмов. Также не учитываю возраст ребенка при подборе книг. С целью повышения компетентности родителей по данному вопросу было проведено родительское собрание в активной форме на тему «Использование сказки как средства развития связной речи старших дошкольников», где родители узнали о значении развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и получили некоторые рекомендации по работе с детьми. Некоторые родители поделились опытом семейного воспитания культурной и грамотной речи своих детей.

Мною была подготовлена выставка кукольного театра и пособий для развития связной речи детей, которыми мы пользуемся в группе.

В уголке информации родителям была предложены консультация о значении сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, несколько простых рекомендаций и копилка дидактических игр, в которые родители могут поиграть дома без дополнительных затрат средств и времени на их изготовление. Так же по мере необходимости с родителями проводятся индивидуальные беседы по вопросам речевого развития их ребенка.

3. Диагностика. Результаты работы.

Для получения информации об уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку я провела обследование по методике О. С. Ушаковой.

В начале 2022 года при проведении первичного обследования были получены следующие результаты:

Высокий уровень развития связной речи – 16%;

Средний уровень – 49%;

Низкий уровень – 35%.

На завершающем этапе, при условиях проводимой работы по развитию связной речи детей, при проведении повторного обследования мы получили следующие результаты:

Высокий уровень развития связной речи – 35%;

Средний уровень – 57%;

Низкий уровень – 8%.

Исходя из полученных данных первичного и повторного диагностического обследования и моих наблюдениях за успехами детей в течение всего года, на конец учебного года мы получили неплохие результаты:

1) увеличились показатели высокого и среднего уровня развития связной речи у детей;

2) уменьшились показатели низкого уровня развития связной речи;

3) речь большинства детей стала более грамотной и культурной;

4) у большинства детей сформировалось умение составлять связные рассказы с соблюдением их структуры и использованием связных между собой сложных предложений;

5) дети с легкостью высказывают свое мнение, доступно объясняют свои желания, научились слушать и слышать сверстников;

6) у большинства детей сформировалось умение пересказывать небольшие тексты, в том числе и повествовательные;

7) наблюдается развитие творческого воображения (особенно по сравнению с началом года);

8) дети проявляют интерес к чтению художественной литературы, театральной деятельности и дидактическим играм;

9) у детей развивается самоконтроль собственной речи и самостоятельное исправление ошибок;

10) повысился интерес и компетентность родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме способствует повышению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы пополнилась и развивающая предметно-пространственная среда.

Несмотря на полученные результаты, нами были выявлены и некоторые трудности:

1) развитие связной речи отдельных детей осталось на низком уровне;

2) недостаточно пополнена развивающая среда;

3) не все родители заинтересованы развитием связной речи у детей.

Перспективы работы в данном направлении:

1) продолжать работу в данном направлении;

2) больше внимания уделять индивидуальной работе с отдельными детьми;

3) пополнять развивающую среду необходимым материалом в данной области;

4) в процессе взаимодействия с семьями воспитанников чаще использовать активные формы работы (игры, использование ИКТ).

Заключение

Проведенное исследование показало, что использование сказки в формировании связной речи занимает ключевое место. Яркие образы вызывают сильные эмоции у детей, пробуждают их фантазию и воображение, развивают наблюдательность и интерес к окружающему миру, выступая тем самым неисчерпаемым источником для развития детской речи.

Я советую подходить к работе со сказкой нестандартно, так как все психические процессы у ребенка развиваются взаимосвязано. Важно учить детей мыслить оригинально, не следовать шаблонам, воспринимать содержание не только на своем уровне, но и творчески изменять ход событий, придумывать разные концовки, вводить неожиданные повороты и смешивать несколько сюжетов. Это целенаправленно влияет на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, уверенно ориентируясь в ней, анализируя действия героев и оценивая их поступки, он сможет применить полученные навыки в реальной жизни. Сказки способствуют развитию образного и логического мышления, творческих способностей и речи, знакомят детей с природным миром и готовят их к школе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»
Опубликовано: 30 января 2025 в 17:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Использование сказки как средства связной речи у детей старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Светлана (УИ 2210182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД