Антипова Юлия
Совместное развлечение с родителями. Мастер-класс для родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный мир К. И. Чуковского».
1 младшая группа
Авторы: Антипова Юлия Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории, Гуртовенко Алина Валерьевна, воспитатель
Цель: способствовать расширению представлений родителей о значении художественной литературы в жизни и в воспитании детей; познакомить с методами и приемами работы со сказкой.
Задачи:
• Воспитание интереса к литературе.
Публикация «Совместное развлечение с родителями, Мастер-класс для родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой,» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
• Развитие речевых навыков детей: проговаривание знакомых стихов, используя интонационные средства выразительной речи.
• Закрепление умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствование творческих способностей детей и родителей.
Предварительная работа с детьми:
• Чтение сказок и стихов К. И. Чуковского «Чудо-дерево», «Котауси и Мауси», «Федотка», «Путаница», «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон»;
• Книжная выставка «Сказки К. И. Чуковского»;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, написанными разными художниками;
• Рисование, раскрашивание картинок по сюжетам сказок и стихов.
• Совместное оформление уголка Мойдодыра;
• Сюжетные игры «В больнице Айболита», «Семья: купаем малыша»;
• Дидактические игры «Купаем куклу Катю», «Причешем волосы»;
• Показ настольных театров «Айболит», «Мойдодыр»;
• Просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского.
Материалы и оборудование: маски животных; костюм доктора Айболита и Мойдодыра, дерево, столик.
Ход:
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Сегодня наш вечер посвящен детской книге. Ведь книжки для маленьких детей — это не просто красивые картинки, а способ расширить кругозор, способ развивать грамотную речь.
Давайте подумаем, какая же речь должна быть у наших трехлетних малышей?
• Речь – средство общения, т. е. ребенок отвечает на простейшие вопросы, может сам поделиться информацией, высказывает свои впечатления и мысли, сопровождает речью бытовые и игровые действия.
• Словарный запас малыша составляет 1000 – 1200 слов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
Еще одним показателем развития ребенка является познавательный интерес:
• малыш часто задает вам вопросы,
• рассматривает иллюстрации в знакомых книгах,
• при повторном прочтении проговаривает слова и фразы.
Художественная литература не только помогает развивать речь, пополнить словарь малыша, но и воспитывает чувства сопереживания, поддержки. К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка, важно читать правильно.
Уважаемые родители, а кто из вас знает, как же правильно читать ребенку книгу?
1. Перед тем, как начать читать, обязательно выключите телевизор, телефон.
2. Ребенок должен быть спокойным и в хорошем настроении.
3. Во время прочтения сказки ребенок должен хорошо видеть ваше лицо и следить за мимикой и артикуляцией.
4. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
5. Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней, задайте вопросы по сюжету, объясните непонятные слова.
6. Обязательно показывайте иллюстрации.
7. И, наконец — попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку.
Важно, чтобы ребенок был не просто отстраненным слушателем, а непосредственным участником процесса.
Вот сегодня мы с вами и попробуем разобрать на сказках К. И. Чуковского: как же это сделать.
Самое главное в нашем возрасте — это подражание. Детки подражают любимым родителям в поступках, в речи. Вот так же можно и нужно, чтобы дети подражали сказочным персонажам в книге. Чтобы образы были объёмные, и ребенок точно понимал характер каждого из персонажей, ему надо дать прожить, прочувствовать, как персонаж ходит, говорит, живёт.
Но прежде давайте вспомним, какие же сказки и стихи написал К. И. Чуковский?
1. Телефон;
2. Айболит;
3. Бармалей;
4. Путаница;
5. Мойдодыр;
6. Федорино горе;
7. Тараканище;
8. Муха – Цокотуха;
9. Краденое солнце;
10. Крокодил;
11. Храбрецы;
12. Чудо – дерево;
13. Котауси и Мауси;
14. Федотка и т. д.
Итак, внимание! Занавес!
Инсценировка сказки «Айболит».
(Родители с детьми по желанию выбирают маски животных.)
Ведущий: Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Айболит (воспитатель):
Приходи ко мне лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица!
Ведущий: Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
И пришла к Айболиту лиса (мама с ребенком в маске лисы):
«Ой, меня укусила оса!»
И пришел к Айболиту Барбос (папа в маске):
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха (мама с ребенком в маске)
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки.
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
Инсценировка сказки «Телефон» К. И. Чуковского.
Роли животных играют родители с детьми.
Айболит: У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Айболит: А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
А потом позвонила свинья:
— Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
— Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира
Мойдодыра?
Я рассердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
Айболит: Устал я, нужно размяться. Давайте, ребята потанцуем, как обезьянки.
Музыкально-ритмическая композиция «Лимпопо» Железновой.
Айболит: Какие вы все молодцы! Теперь мы точно будем здоровые и сильные!
Под музыку выходит Мойдодыр.
Айболит: Ребята, кто это?
Дети: Мойдодыр.
Айболит: Давайте поздороваемся!
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Ведущий: Мойдодыр, ты зря сердишься. Наши детки все чистые и пригожие.
Мойдодыр: А я сейчас проверю. Ну – ка, расскажите, ребятки, какие предметы нам помогают быть опрятными?
Игра «Волшебный сундучок»
(ребята выбирают предметы, которые нужны для поддержания чистоты тела, родители объясняют выбор).
Мойдодыр: Молодцы! Все-то вы знаете. А умываться умеете? Давайте все вместе помоем ручки.
Пальчиковая игра «Ах, вода» (дети и родители)
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда. «моем» руки
Брызги вправо, брызги влево –
Мокрым стало наше тело. «брызги» пальчиками вправо-влево
Полотенчиком пушистым
Вытираем ручки быстро. «вытираем руки насухо»
Мойдодыр: Вижу, вижу! Молодцы! У всех ручки чистые! Такими чистенькими руками можно и яблочко взять да скушать!
Угощение от Мойдодыра и Айболита.
Ведущий: Обязательно нужно проиграть сказку для лучшего запоминания и понимания. Инсценировка может быть с помощью любых приемов – это может быть пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, а может быть деревянный театр.
Выставка кукольных театров.
Ведущий: Сегодня мы с вами немного прикоснулись к интересной жизни с книгой. Мы надеюсь, что советы о том, как лучше читать книжки, вам помогут. Главное - попробовать. Это очень интересно — отложить все свои дела и окунуться вместе с ребенком в захватывающий мир приключений. До новых встреч!