Папки-передвижки

Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой

Баглан Абелькенова
Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

-загадки про времена года;

-чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

-беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

-работа в уголке природы по временам года, месяцам;

-рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

-карточки-12 штук;

Публикация «Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой» размещена в разделах

-серп;

-макет комбайна;

-проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Задачи:

-дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

-обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

-развивать умение различать литературные жанры : сказка, загадка;

-закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

-систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону,о количестве недель в месяце,о днях составляющих неделю;

-развивать умение работать в группах.

Ход НОД:

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это?»(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Почему?

Верно, ребята. Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой. Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

- Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

-А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

-Кто скажет сколько месяцев в году?

-Первая тройка птиц к какому относится времени года?

-Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

-Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

-Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

-Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять,на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

-Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

-Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

-Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

-Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

-Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

-А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

-Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

-Назовите эти месяцы?

-Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

-Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

-Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

-Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

-Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

-Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

-Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

-Чему он хотел научить нас?

-Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

Нужно поделиться на две команды и нарисовать любой предмет, придумать про него загадку, не называя его. После того, как дети отгадают загадку, придумать про это сказку.

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

-Что понравилось?

-Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

-О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

В. И. Даль. «Старик-годовик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "г. Буинск МБДОУ «Чишмэ» В. И. Даль. «Старик – годовик» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной.

План реализации проекта «Неизвестный космос» (подготовительная логопедическая группа) Составитель Терехова Т. В *1 день Виды деятельности: Познавательно исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 18:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспек НОД по ознакомлению с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Баглан Абелькенова (УИ 167516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД