Елена Николаевна Платонова
Работа по художественной литературе. Изучение, применение в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по художественной литературе. Изучение, применение в работе с детьми
Воспитание любви к книге!
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Публикация «Работа по художественной литературе, Изучение, применение в работе с детьми» размещена в разделах
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
«Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение… .» - считает Л. М. Гурович.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флерина отмечала, что «литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок». Н. С. Карпинская также считала, что «художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность». Книга открывает ребенку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений.
Л. М. Гурович выделила задачи ознакомления детей с художественной литературой на основе ее восприятии и понимания дошкольниками. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способности к целостному восприятию художественных произведений разных жанров; обеспечить усвоение содержание произведения и эмоциональную отзывчивость на него.
2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Одним из эффективных методов ознакомления дошкольников с художественной литературой является проектный метод, предусматривающий такую систему воспитания и обучения, когда дошкольники получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Тема проекта «Забавные истории».
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Срок проекта: 2 месяца.
Цель: познакомить детей с творчеством русского художника и писателя В. Г. Сутеева.
Актуальность. Замыкаясь на компьютере, телевизоре дети стали меньше читать, общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других, к окружающему миру в целом. Книги В. Г. Сутеева несут детям добро и тепло человеческой души, они ограждают маленького читателя от жестокости и злобы. Поэтому, работа, направленная на формирование интереса к чтению актуальна и важна.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством В. Г. Сутеева.
2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
3. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, интереса и любви к животным посредством произведений В. Г. Сутеева.
4. Учить детей чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов В. Г. Сутеева.
5. Учить детей договариваться, делиться, помогать друг другу, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполнению заданий.
6. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Предполагаемый результат:
- Спектакль для малышей «Под грибом».
- Создание библиотеки произведений В. Г. Сутеева.
- Оформление альбома рисунков по произведениям В. Г. Сутеева.
1этап – Подготовительный
1) Анкетирование родителей (выявить, какие книги читают родители детям, что предпочитают дети, обсуждают ли прочитанные произведения) .
2) Оформление книжного уголка.
3) Подбор демонстративного материала, наборов игрушек, животных.
4) Изучение литературы.
2этап - Основной
Проблема – во время сюжетно –ролевой игры «Библиотека» нам пришло письмо от издательства «Книга почтой». Это была книжка В, Г. Сутеева «Мешок яблок». Мы прочитали ее с ребятами – книга им очень понравилась. Ребята заинтересовались автором книги.
- Что мы знаем об авторе книги?
- Есть ли в нашей библиотеке его книги?
Предложила ребятам узнать об авторе книги. Так, постепенно мы подводили детей к знакомству с творчеством В. Г. Сутеева.
• Знакомство с биографией писателя
• Чтение произведений В. Г. Сутеева: «Палочка – выручалочка», «Волшебный магазин», «Ёлка», «Кот рыболов», «Разные колеса», «Петя и Красная шапочка».
• Провели занятия по темам: «Палочка – выручалочка» - ознакомление с художественной литературой; «В гостях у зайца и ежика» - формирование элементарных математических представлений; продуктивные виды занятий: «Три котенка» - рисование по произведению В. Г. Сутеева, лепка «Мой любимый герой» (передача характерных особенностей животных) .
• Организовали игру – драматизацию «Под грибом». Игра прошла очень интересно, дети с удовольствием перевоплощались в образы героев, были очень активны, радостны. Даже скромные, стеснительные дети раскрепощались, становились более общительными, эмоциональными.
• Была проведена совместная деятельность с подгруппой детей по аппликации на тему: «Капризная кошка». Совместная работа вызвала положительные эмоции, очень увлекла детей.
• Были изготовлены дидактические игры «Собери картинку», «Угадай предмет», «Отгадай».
• По произведениям В. Г. Сутеева была проведена литературная викторина. Ее цель: закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, упражнять детей в умении определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки, воспитывать любовь к художественной литературе.
• Родители приняли участие в конкурсе рисунков «Забавные истории».
3 этап – Заключительный.
Результат: 1. Создание библиотеки произведений В. Г. Сутеева для сюжетно – ролевой игры «Библиотека».
2. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Сутеева:
- оформление альбома рисунков по произведениям В. Г. Сутеева
- создание развивающих игр
Проведя такую большую работу, мы убедились, что дети нашей группы познакомились с творчеством Сутеева, вместе с родителями мы привили уважение и любовь к сказкам и в дальнейшем будем продолжать воспитывать веру в добро, дружбу и справедливость, торжества добра над злом.