юлия вандакурова
Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Содействие речевому
развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,
развитие образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Темочки:
Методы работы :
Дидактические игры;
Театрализация сказок;
Мнемотехника;
Показ инсценировка;
Психогимнастика.
Формы и средства реализации сказкотерапии
Слово «сказкотерапия» – «лечение сказками».
Можно обозначить следующие важные особенности применения сказкотерапии.
Во-первых, сказка всегда и во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка) с самим собой. Метафора, лежащая в основе сказки, выступала для индивидуума не только «волшебным зеркалом» реальной действительности, но в первую очередь – отражением его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К. Г. Юнг и его последователи.
Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии в конечном итоге направлены к одной цели – помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым условием такого развития является повышение уровня самосознания – надо же иметь представление, что и как развивать в себе.
В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора, в силу присущих ей особых свойств, оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды – того, над чем приходится работать детскому психологу, – сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.
Большинство сказок, созданных психологами под конкретную психокоррекционную или психотерапевтическую задачу, предназначено, к сожалению, для «одноразового использования». Вместе с тем, психологические сказки могут быть, как представляется, применены неоднократно и весьма продуктивно в работе с разным контингентом детей – и с одними и теми же детьми при акцентировании разных аспектов сказки.
Роль сказочной метафоры в постижении окружающего и внутреннего мира
Дети слушают чтение сказок на занятиях, обсуждают их по вопросам, задаваемым педагогом, предлагают собственные модели понимания.
Телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям дошкольников.
Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
В сказках, используемых детскими психологами в дошкольном образовании, психотерапевтический и художественно-эстетический аспекты не являются основными, уступая приоритет личностно-развивающему. Поэтому для нас одной из важнейших функций сказочной метафоры является помощь в расширении детского самосознания, углублении представлений о психическом мире человека и активизации внутренних ресурсов. Многим детям бывает трудно воспринимать абстрактные психологические понятия. Прямое, логическое изложение часто не помогает в преодолении трудностей понимания, а, напротив, усугубляет их. Используя особенности метафоры, сокращающей словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения сразу к интуитивному пониманию, улавливанию важнейших смыслов.
Что почитать?
Вачков И. В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей
Издательство: Генезис, 2012 г.
Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом.
Издательство: Генезис, 2011 г.
Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку.