Елена Карамчакова
Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра считаются наиболее сложной категорией детей с ОВЗ, так как нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком при данном нарушении.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.
Публикация «Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно - правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения.
Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции.
Трудности обучения таких детей обусловлены тем, что им необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и во время этого периода адаптации у детей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.
Остановимся на приё мах взаимодействия с данной категорией детей:
1. Знакомство.
Первоначально в контактах с ребёнком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого общения.
2. Свободная игра.
Первые контакты организуются на адекватном для ребёнка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.
3. Совместная деятельность.
Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты ребёнка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентность.
4. Присоединение.
Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребёнка, усилить их заражением собственной радости – доказать ребёнку, что человеком лучше, чем без него.
5. Внедрение заданий.
Только после закрепления у ребёнка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным центром ситуации, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.
На этом этапе главное строго дозировать контакты с ребёнком. Так как может наступить пресыщение и даже приятная ситуация станет для ребёнка дискомфортной и может вновь погасить его внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
6. Подкрепление.
Эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с РАС.
1. Этап - Установление контакта Упражнение «Твоя рука, моя рука».
2. На этапе внедрения заданий применяются следующие Игровые ситуации (в гости к нам пришла белочка, делаем бусы для куклы Даши и т. д.)
3. Дидактические игры - «Тактильное домино», «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом».
4. Так же использую элементы кинезиологичеких упражнений. Под влиянием кинезиологичеких упражнений в организме происходит положительные структурные изменения.
- сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно: ладонями вверх, ладонями вниз.
- вращение кистями рук: вовнутрь, наружу.
- соприкосновение подушечек пальцев – Пальчики здороваются.
- кучки – ладошки.
- Тики - туки
- точки равновесия.
Так же поэтапная работа проводится в сенсорной комнате. Фибероптический «Сухой душ» («Звёздный дождь», «Пузырьковая колонна» («Сенсорный уголок», «Фибероптические волокна» - данное оборудование используется на занятиях с детьми с расстройствами аутистического спектра. Отмечено, что в процессе работы элементы занятий с данным оборудованием положительно влияют на самочувствие детей, стимулируют познавательную активность и интерес к сотрудничеству; способствуют закреплению достигнутых результатов, мотивации на дальнейшую деятельность.