Мария Казакова
Доклад «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми».
▼ Скачать + Заказать документы
ГБПО ВО «Муромский педагогический колледж»
Доклад на тему :
«Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми».
Выполнила студентка гр. Д-42:
Казакова М. Е.
Проверила:
Кормашова Н. А.
2017 г.
Публикация «Доклад „Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми“,» размещена в разделах
Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3. Приоритет личностных отношений.
4. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации:
1. Игры, занятия, спортивные досуги.
2. Упражнения, наблюдения,
экспериментальная деятельность.
3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми :
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-необходимо общаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, приобнимать.
- стремиться установить доверительные отношения, проявляя внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и криков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
Работая с детьми нужно знать следующие правила:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться.
- служить примером спокойного общения : разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Воспитательно - образовательный процесс выстраивать таким образом:
- в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;
- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
- обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- в ходе совместной игры или образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организовать совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогать наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
- увлекать поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
- организовать совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:
- предоставлять детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров
по игре;
- обращаться к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощрять высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,
участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,
переживаниях и т. д.);
- пользоваться поощрением, поддержкой чтобы не формировать у
малыша неуверенности в своих силах;
- не прибегать к физическим наказаниям или к другим негативным
дисциплинарным методам, которые обижают,или унижают ребенка, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его, а в случае неудачи дать малышу побыть одному.
- после разрешения конфликта ласково обнимать малыша, выражать уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Формировать положительное отношение к сверстникам:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять
проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создавать
условия для их принятия сверстниками;
- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам
взаимодействия.
Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей: позволять им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка;
-указывать на ошибки детей, но делать это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролирую усвоение материала, учитывя такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него переживаний;
- предоставлять детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности
обращаться к ребенку по имени, смотреть ему в глаза, вести себя заинтересованно
и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- поддерживать положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
-чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к
его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства
для исправления ошибок;
-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными
- намеренно создать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным
методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:
- создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
- обращать внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- побуждать к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;
- в качестве непосредственного участника игры предлагать образцы различных игровых действий : кормить, купать куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.