Наталья Подставкина
Работа над речевым дыханием и слитностью речи
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Тема: «Работа над речевым дыханием и слитностью речи». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.
Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Разсогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией
Публикация «Работа над речевым дыханием и слитностью речи» размещена в разделах
Обучение правильному дыханию провожу в игровой форме.
Предлагая детям подуть на какой-нибудь лёгкий предмет, учу детей складывать губы трубочкой. Если ребёнок надувает щёки, осторожно нажимаю на них большим и средним пальцем, чтобы в момент выдоха воздух проходил через вытянутые губы. Струя воздуха должна быть направлена прямо на предмет, чтобы усилия ребёнка не пропадали напрасно и не угас интерес к работе – игрушка должна быть обязательно сдвинута с места. Я не добиваюсь сильного напора воздушной струи – дети должны дуть на предмет правильно, без рывков и частых вдохов.
На начальном этапе, особенно с детьми младшего дошкольного возраста не учу детей делать глубокий вдох перед тем, как дуть на предмет. Дети надувают игрушки свободно и естественно, без напряжения.
После того как у детей получается «дутьё» провожу упражнения, направленные на развитие речевого выдоха.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному плавному удлинённому выдоху также провожу в игровой форме.
Благодаря постоянному применению дыхательных упражнений, у детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания
Грибки
И. п. - стоя на коленях.
1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».
(упражнение на дыхание) –
1Ветер дул, задувал (дуют)
Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)
Ветер дул, задувал (дуют)
Листья все перемешал.
2Развитие выдох.
Мы подуем высоко. Дети поднимают руки вверх, тянутся за ними на носочках, дуют вверх.
Мы подуем низко. Делают наклон вниз, опуская руки к полу, дуют вниз.
Мы подуем далеко. Тянут руки вперед дуют вдоль перед собой.
Мы подуем близко, ставят ладошки перед собой, дуют на них.
3. Игра направленная на развитие длительного, плавного выдоха. И вызывание лепетных слов.
Перед детьми стоит самовар, у детей в руках чашечки.
П- запыхтел самовар.
Д- пых, пых.
П- закипел самовар.
Д-Буль-буль-буль.
П-загудел самовар.
Д-(низко)У-У-У.
П-полилась водичка из самовара.
Д- С-С-С.
Так дети должны уметь: брать дыхание перед началом речи, удерживать его до конца фразы, говорить спокойно, выбирая правильный темп речи, правильно произносить все звуки и слова, изменять голос по силе, высоте, правильно ставить ударение, использовать в речи интонационную выразительность.
Работу по нормализации речевого дыхания рекомендуется проводить в такой последовательности. Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки.
а) это отдельные гласные звуки;
Игра: «Кто спрятался в коробке»
Цель: обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков, развитие мелкой моторики).
Материал: глубокая коробка с лёгкой крышкой, длинная верёвка, игрушки.
Ход игры.
На длинную верёвку привязываю игрушку и прячу в коробку, чтобы дети не видели. Дети по очереди наматывают верёвку на палку, при этом, на одном выдохе нужно произнести заданное упражнение. Задание меняется от возможности детей-это отдельные гласные звуки, чередование гласных звуков.
б) чередование гласных звуков;
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и.
Березовый — о-о-о.
Дубовый — у-у-у.
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
в) слоговые цепочки;
«Подъем!»
1. Раннее утро, все спят (дети сидят и изображают спящих, вдруг просыпается петух (дети встают, ставят ноги врозь, а руки опускают вниз). На счет «раз» петух поднимает крылья (руки в стороны, делает глубокий вдох и, постукивая по бокам, на выдохе громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
2. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: «Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И. Токмакова
Делают руки рупором
Г. Слова без стечения согласных.
Назовите частитела. Нос. Рот. Голова. Туловище.
Д. Фразы без стечения согласных.
Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».
Мама там. Папатут. Вотон. Вон она.
Е. Слова со стечением согласных.
Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Ж. Фразы со стечением согласных.
. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Повтори-ка»
Педагог: «Пока мы играли, наступила ночь. Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».
Дети (вслед за педагогом) : «Наступила ночь. Наступила звездная ночь. Наступила тихая, звездная ночь.
Преодолеть стойкие нарушения моторики мышц артикуляционного аппарата возможно с помощью комплексной логопедической работы, которая включает логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику.