Надежда Бушланова
Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок к 5 годам должен овладеть системой родного языка: полно излагать свои мысли, связно говорить, строя развёрнутые предложения; правильно произносить все звуки.
Иная картина у детей с нарушениями речи, у них отмечается: позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения, скудный словарный запас, им сложно построить фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. В структуре нарушения грамматического строя у таких детей отмечаются трудности понимания и употребления (ппк).Практика моей работы показывает, что употребление ппк являются сложными для детей, они не слышат предлоги, не понимают их значения.
Публикация «Коррекционно-логопедическая работа по формированию ППК детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Причины нарушений речи, которые связаны с употреблением предлогов.
• Несформированность, недоразвитие ориентировки в окружающем пространстве, собственном теле.
Дети слабо различают правую, левую стороны тела, не могут определить расположение предмета по отношению к себе, между предметами. При работе с серией сюжетных картинок, дети выкладывают картинки справа налево. Страдает и зрительное восприятие целостного образа: не складывают разрезную картинку, не справляются с заданием по конструированию из палочек
• Несформированность пространственных понятий и незнание слов, при помощи которых можно выразить пространственные отношения.
понятия: вверх-вниз, впереди-сзади, слева-справа, далеко-близко, заменяются определениями тут, там.
• Затруднено восприятие предлогов в качестве отдельных слов.
• Неправильное употребление предлогов по смыслу, а так же окончаний имён существительных (мяч лежит в заборе).
Нарушения ппк проявляется в виде ошибок:
• пропуск предлогов
• замена одной ппк другой
• неправильное употребление падежного окончания (играет с собаком).
• неправильное употребление предлога и падежного окончания (конфета упала из столом).
Коррекционно-логопедическая работа была направлена на :
Развитие понимания речи; расширение словарного запаса; формирование и развитие грамматических средств языка; осознание предлога, как средства выражения пространственных отношений; формирование представлений о предлоге, как отдельном самостоятельном слове; коррекцию звукопроизношения; развитие связной речи; обучение грамоте; развитие познавательных процессов.
Для проведения работы использовала формы работы :
логопедические занятия; закрепление пройденного материала в режимных моментах, на прогулках, экскурсиях, в играх; воспитателями в вечернее время, занятия по рисованию, физкультурные и музыкальные.
Основной формой являются логопедические занятия: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. В любое занятие включались упражнения как элемент игры, своеобразной динамической паузы пальчиковой артикуляционной гимнастики.
Этапы работы.
• Подготовительный - работа по формированию пространственных представлений. Основной этап – освоение специальных слов предлогов употребление закрепление в самостоятельной речи.
Подготовительный этап. Задача - формировать пространственные представления на основе дифференциации правых-левых частей тела, ориентировки в пространстве.
1. Восприятие схемы собственного тела (включает знание правой, левой частей тела, лица их дифференциацию).
Игры: «Топ, топ» «Выполни движение» «Зеркало» «Гуси и лиса» «Родинки».
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
*Ориентировка в определении расположения предметов по отношению к ребёнку.
(вверх-вниз, в стороны, вперёд-назад, слева-справа, с использованием игровых упражнений с помощью кеглей цветов.
«Назови что вверху, а что внизу»
*Ориентировка в определении пространственных отношений между предметами.
Продуктивными считаю игры по нахождению в таблице.
«Зоопарк» - назови животных слева-справа. «Расставим мебель в комнате»
приоритетными являются понимание предлогов: перед, между, под, над, за.
*Развитие зрительно-пространственных ориентировок Составление разрезных картинок, работа с мозаикой
Умение ориентироваться на листе бумаги.
На подготовительном этапе важным является обогащение практического опыта детей; формирование умения определять направления пространства, опираясь на схему собственного тела.
Основной этап. Задача – учить понимать и осознанно употреблять падежные конструкции с предлогами.
Важно сопоставление действия и речи, интонационное выделение предлога и изменяемого окончания существительного, чтобы дети поняли, что предлоги обозначают место расположения и направления действия предмета.
1. Уточнение конкретно - пространственных значений предлогов и падежной формы существительного.
- Показ и выполнение действий с предметами с чёткой речевой инструкцией (поставь игрушку на стол, положи карандаш в коробку).
2. Работа с графическими символами предлогов. Эффективным считаю опору на графические символы предлогов, которые используются в методике Т. А. Ткаченко, О. С. Яцель
Изготовлены символы предлогов с разными предметами, пособие «Где летал Карлсон?»
3. Упражнения в употреблении предлогов.
* Составление предложений по демонстрации или по аналогии.
- выполнение действий ребёнком и оречевление
- выполнение действий ребёнком без комментариев и оречевление детьми;
- выполнение действий всеми детьми и составление предложений через динамические паузы, пальчиковые упражнения).
* Составление предложений по сюжетным, предметным картинкам.
* Вставка пропущенных предлогов в предложения «Незнайкины ошибки»
4. Работа с наглядным материалом.
* Составление предложений по карточкам с определённым предлогом.
*Добавь «маленькое слово»
5. Дифференциация предлогов. * *Назвать предлог по символу.
*Составление предложений по графическим символам с определённым предлогом.
*Подбор картинок к заданным символам.
В процессе коррекционной работы приходится искать занимательные формы преподнесения закрепления материала. Игровые действия позволяют актуализировать лексику навык согласования слов в предложении, правильное употребление предлогов в с речи.
Цель игр - умение правильно понимать значение предлогов,
- слышать их в речи окружающих, пользоваться в собственной речи,
- составлять предложения с предлогами.
Мною была сделана выборка игр, упражнений, направленных на формирование ппк предлагаемых авторами В. И. Селивёрстов, Г. С. Швайко, Н. В. Серебрякова. О. С. Яцель др.
• «Волшебный квадрат» - в квадрате символы предлогов, в середине предметная или сюжетная картинка, по заданию дети составляют предложения с опорой на картинку.
• «Лото» - у детей парные картинки логопед называет пары предметов (белка-бычок) дети находят эти картинки называя расположение предметов, употребляя тот или иной предлог.
• «Кто где находится?»- панно «Зимующие птицы» с прорезями, в которых вставлены птицы. 1 вариант-логопед показывает птицу и спрашивает: - Где сидит синица? 2 вариант – дети перемещают птиц с одного места на другое.
• «Птицы» (живые) на ниточках. Логопед двигает сзади ниточку, дети составляют предложения Снегирь вылетел из - под ёлочки.
• «Мечтатели» 1 вариант - у детей модель цветка, в серединку цветка вставляется символ предлога на лепестках предметные картинки. Ребёнок отрывает лепесток и загадывает желание (Я мечтаю, чтобы собака спала на ковре. 2 вариант – вместо символа в серединку цветка помещаем предметную картинку, а на лепестках символы предлогов. - Я хочу, чтобы белка спряталась в дупло.
• «Будь внимательным» - 1 вариант – логопед показывает предметную картинку, а дети определяют где находится тот или иной предмет на сюжетной картинке. 2 вариант – дети запоминают расположение предметов на с\к, логопед показывает предметную картинку а они вспоминают где находился предмет
В рассказывании сказок «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц» с показом на фланелеграфе, инсценировках «Айболит», «Хозяйка однажды с базара пришла» дети также учились связным высказываниям с ппк. Включаю в работу и упражнения направленные на исправление ошибок – Кошка кормит мальчика. – Колбаса несёт маму в сумке. Не все дети замечали ошибки не всегда понимали смысл сказанного, но посредством тренировочных упражнений стали исправлять неправильные ответы.
Использование ИКТ.
Результативным в работе считаю информационно - компьютерные технологии, позволяющие повысить образовательный процесс, способствующие быстроте получения новой информации, формированию интереса и мотивации
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, легче понимают и употребляют ппк;
- тренируется внимание и память
- активно пополняется словарь
- развивается мелкая моторика, формируется координация движений рук и глаз.
Взаимосвязь с педагогами. Для того чтобы работа проходила более успешно к участию привлекаю воспитателей, музыкального руководителя. Это происходит через тетради взаимосвязи, в которых предлагаю материал для закрепления знаний. Также вниманию педагогов был представлен открытый просмотр НОД «Прогулка в деревню» проведена консультация «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи».
В результате:
- организована предметно – развивающая среда для формирования у детей умения понимать и правильно употреблять предлоги;
- разработан перспективный план по обогащению речи предлогами через различные игры, упражнения по лексическим темам;
- изготовлены игры, наглядные пособия по работе с детьми над ппк;
- составлена картотека игр и предложена воспитателям;
- накоплен разнообразный методический материал по работе с детьми, коллегами.
- У детей расширился словарный запас пространственными понятиями, предлогами.
- В процессе употребления грамматических средств поддерживают критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.
- Приобретённые навыки и умения сняли трудности в составлении целого из частей, в умении ориентироваться на плоскости, в помещении детского дома, на музыкальных занятиях.
Систематическая работа по формированию ппк помогает скорректировать грамматический строй, развить связную речь, формирует предпосылки для обучения в школе.