Получи документы

Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»

Елена Асташкина
Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Данная работа – попытка рассмотреть особенности засеянного сленгом речевого поля героев сериала «Физрук».

Введение

Молодое поколение 21 века стремится в повседневной жизни к экономии речевых средств, к игре с речевыми ресурсами, к созданию упрощенного языка. Огромное количество школьников, студентов в своей речи употребляет сленг, таким образом отстраняясь от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Носителями сленга являются, как правило, люди 14–30 лет.

Темочки:

Какие слова наполняют речь героев фильма? Какова природа их словообразования? Эти вопросы легли в основу нашего исследования, предполагая решение следующих лингвистических задач:

- Ознакомиться с литературой по заявленной теме;

- Выработать приемы классификации и распределить языковые единицы на группы, исходя из языковых особенностей речи героев сериала «Физрук»;

- Проанализировать способы образования сленговых слов и жаргона;

- Описать характер и назначение допущенных киногероями речевых ошибок;

- Обобщить полученные сведения.

Считаем данную проблему актуальной по нескольким причинам:

1. Молодые люди, поклонники телесериала должны знать происхождение, точное значение этих слов.

2. Результаты проделанной работы расширяют наше представление о словообразовательных возможностях языка, будут способствовать совершенствованию знаний о нормах русского литературного языка.

Объект исследования : жаргоны и сленг героев сериала «Физрук».

Предмет исследования : способы образования сленговых слов и выражений в речи героев сериала «Физрук»; виды нарушений норм литературного языка.

Методы исследования : описательный; метод контекстуального анализа.

1. Понятие сленга. Лексико-семантический способ образования сленговых слов.

По мнению одного из ведущих зарубежных сленгологов Э. Партриджа, для носителей языка сленг привлекателен. Он выделяет 15 случаев, когда люди прибегают к сленгу:

- в весёлом расположении духа, ради забавы или ради удовольствия;

-желающий поупражняться в остроумии, оригинальности, продемонстрировать необычное чувство юмора;

-чтобы быть непохожим на других, поразить новизной выражения;

-живописно, красочно, сочно высказаться, дать положительную либо отрицательную оценку, избежав скучных, надоевших шаблонов;

-безошибочно привлечь к себе внимание, даже поразить;

-уйти от клише, выразить свои мысли в сжатой, концентрированной энергичной форме;

-обогатить язык;

-придать весомость, основательность, конкретность абстрактной мысли;

-приглушить остроту либо подчеркнуть эффектность отказа, отклонения, неприятия; снизить пафосность.

-найти нужный тон с подчинёнными или польстить начальнику, установить непринуждённый контакт с аудиторией;

-создать более лёгкую атмосферу общения;

-стимулировать установление долгосрочных других отношений;

-обозначить, что говорящий «свой» и таким образом установить контакт».

1. Лексико-семантический способ образования

2. Метод контекстуального анализа позволил представить языковые единицы таким образом:

Слово Значение в толковом словаре русского языка Значение на языке жаргона

Базар (базарить) О беспорядочном крике, шуме где-либо Разговор

Бабки Ед. ч. то же, что и бабушка Деньги

Башня Высокое и узкое архитектурное сооружение Голова

Ботва Стебли и листья корнеплодов (свёклы, репы, моркови и т. п. ,

а также картофеля. Ненужные, второстепенные вещи

Борзый (воровской жаргон) Наглый, нахальный, самоуверенный (неодобрительно). Возможно, произошло от борзой – быстрый в беге (об охотничьих собаках) Наглый человек, пользующийся

поддеpжкой со стоpоны осужденных

Булки Общее название пшеничного хлеба Ягодицы, жировые отложения в

виде складок в поясной области по бокам

Вилы Сельскохозяйственное орудие в виде длинной рукоятки с металлическими зубьями для подъёма и переноса, разбрасывания сена плохо идущее

дело

Грузить Наполнять грузом; Складывать груз куда-либо, помещать в качестве груза Словесно убеждать человека

сделать что-то, чего он делать

не хочет

Косарь Человек, который косит (траву, колосья) Тысяча рублей

Косяк Брус дверной или оконной рамы Ошибка, неверный поступок;

(Сфера наркотиков – самокрутка с анашой).

Не парься Не прогреваться в закрытом сосуде на пару. Не находиться в очень тёплом, жарком помещении или быть слишком тепло одетым (разг.) Не беспокоиться, не волноваться

Отжать Сжимая, сдавливая ч. -л. мокрое, влажное, удалить воду, влагу. Отобрать что-либо.

Отслюнить Взять деньги с кого-то получило новое значение Дать деньги

Перетереть Трением размельчить, истереть Обсудить какой-либо вопрос;

обмозговать, обдумать, придти к какому-то решению.

Рулить Управлять Контролировать.

Слить Отлить, чтобы отделить что-нибудь от чего-нибудь. Перелить, вылить, чтобы опорожнить сосуд. Намеренно сделать информацию известной.

Тётки Сестра отца или матери В современной речи так называют девушек.

2. Морфологический способ образования сленговых слов

Морфологический способ – очередной способ образования сленговых слов, один из самых продуктивных.

Самый частотный из них – 2.1. аффиксация.

А) – УГ- (-ЮГ-) (а) : производит модификационные существительные, т. е. слова, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой.

Б) –Л- (о) суффикс производит от глагольных основ грубовато-уничижительные наименования лиц по действию: ПОДСТАВЛЯЛО (от глагола «подставлять»);

В) –АК- (-ЯК-). Аффикс образует не только существительные, но и специфический класс слов – оценочные наречные предикативы: ТОЧНЯК (от слова «точность»,

Г) –К- (а) суффикс, служащий для производства существительных, обозначающих действие, результат действия. Например, ОТВЕТКА (криминальный жаргон в 90-е годы) в значении «агрессивные действия в ответ на словесную или физическую угрозу

Д) –ОВ-(-о) : суффикс, который используют для образования существительных среднего рода со значением деятельности от глаголов несовершенного вида: КИДАЛОВО – ‘обман’,

Е)–ЕЦ– (ФИЛЬМЕЦ, КОМПРОМАТЕЦ) - ОК- (ФРАЕРОК) Суффиксы, наполняющие слова пренебрежительным оттенком;

Ж) -ОС- (-АС-) : Стремясь сэкономить время, стало привычным экономить и речевые средства, безжалостно обрывая, например, культурное «до свидания» до грубого и пренебрежительного «досвидос».

З) «Активный процесс «новой сентиментальности» находит свое отражение в «мимишной лексике» киногероев». Слова с уменьшительными суффиксами использованы в целях придания высказыванию экспрессии: «ПРИСТАВАШКИ» - в значении «докучать кому-то

И) –УЛ- суффикс, придающий слову фамильярный оттенок. Например, ДЕВЧУЛИ.

2.2. В ходе анализа способов образования сленга мы обратили внимание на явление универбации.

Универбация представляет собой способ образования слов на базе словосочетаний, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания

А) имен существительных с суффиксом –К-, в которые свернуты «причастие +существительное» : ЗАПУТКА (запутанное дело);

Б) имен существительных с суффиксом –К- и –ЮХ-, в которые свернуты «прилагательное +существительное» : СЕРЬЁЗКА (серьезные отношения) в значении «девушки, с которыми парни имеют серьёзные, продолжительные отношения»; «существительное + существительное» : ДНЮХА – в значении «день рождения».

В) имен существительных с суффиксом –К-, в которые свернуты «числительное +существительное» : ПЯТЁРА – в значении «пять тысяч рублей»;

2.3. Усечение основы (образование новых слов посредством усечения производящей основы); ПЕРЕДОЗ – в значении «передозировка»; ИНФА – в значении «информация»; КРАСАВА - значении «красавец»; «ОТМАЗ» - в значении «оправдание»; ОБЛОМ – в значении «неудачное завершение ситуации, которая могла завершиться удачно. 2. Нежелание что-либо делать».

2.4. Усечение основы и суффиксация: НОРМАЛЬДЫ (наречие) - в значении «все хорошо»;

2.5. Усечение корней: ТАБЛЫ (в жаргоне наркоманов – в значении «таблетки», ИГНОРИТ – в значении «игнорирует».

2.6. Усечение корней и суффиксация: КОРЕШ – в значении «главарь шайки», «друг, приятель» (в уголовном жаргоне) – от слова «корень» + - ш-.

3. Речевые ошибки

Сленговые слова – это не только окказионализмы, но и игра со словом. 3.1. Ошибки в склонении имё н собственных: с ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ – литературная норма - с ОЛЕГОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ;

3.2. Несоблюдение чередования х/ ш при образовании множественного числа существительных: УХИ - правильно: УШИ;

3.3. Нарушение в образовании слов, обозначающих лицо по профессии: ПСИХОЛОГИНЯ – нормативный вариант: ПСИХОЛОГ.

3.4. Ошибки в склонении личных местоимений: ЕВОЙНАЯ – литературная норма: ЕГО; ЕЙНАЯ – правильно: ЕЁ;

3.4. Неправильное образование форм глагола: а) повелительного наклонения: ЕЗДИ; ЗАХОДЬТЕ; б) не соблюдено чередование согласных у глаголов 3 л. ед. ч. наст. вр. : Г/Ж – слово «ЖГЁТ; у глаголов 3 л. ед. ч. пр. вр. : Г/Ж – слово в) ошибка в образовании формы наст. вр. : ОТЗЫВЧИВЕЕТ

3.5. Неправильное образование деепричастия несовершенного вида: ОЖИДАЮЧИ – суффикс –ючи- (-учи) указывает на просторечие.

4. Грубые нарушения орфоэпической и акцентологической нормы дают право отнести такие нарушения к специальным приёмам сниженности.

Речевые ошибки:

4.1. Ненормированное произношение мягких/твё рдых согласных в словах: ПРЕ[Т’Э]НЗИЯ – справочно-информационный портал «Грамота. ру» рекомендует ПРЕ[ТЭ]НЗИЯ; КА[Ф’Э]ШКА – нормативно: КА[ФЭ]ШКА;

4.2. Ошибка в произношении [ЧН] и [ШН] : [ИИЧ’Н’ИЦА] – согласно словарям: [JАИШН’ИЦА].

4.3. Ненормированная постановка ударения в словах: пАртер, вклЮчите, сИротам, звОнит, перезвОнит, подбОдришь

4.4. Просторечное произношение слов: [СЁННЯ] – в значении «сегодня»; [КАБУТО] – в значении «как будто»; [ЧЁ] – в значении «что»; [ШОП] – в значении «чтобы»;

4.5. Несоблюдение оглушения и смягчения конечного согласного: ОБУ[В] – правильно: [ОБУФ’]

4.6. Фрикативное произношение [г] в слове «педа [h]ог», а следует произносить взрывное [г].

4.7. Просторечное произношение возвратного суффикса: [фт’ан’эсс’а] в значении «втянешься».

5. В предложении: «Пойдем, пацаны, покушаем!» просматривается нарушение лексической нормы русского литературного языка.

5.2. Словосочетания «вернуться взад», «тупо тупеешь», употреблённые киногероями, являются ярким примером речевой избыточности, плеоназма и тавтологии.

6. Предложение свидетельствует о нарушении синтаксической нормы: ошибка в употреблении предлога «Думаю ОБ нас с тобой».

Выводы

1. Речь героев сериала «Физрук» насыщена молодежным сленгом.

2. Преобладающими способами образования сленгизмов, употребляемых в речи актёрами молодёжного сериала «Физрук», является морфологический словообразовательный способ и лексико-семантический способ.

3. Сленговые слова не являются индивидуально-авторскими неологизмами актёров. Страницы словарей молодёжного сленга и жаргона указывают на известность и распространенность анализируемых слов.

4. Популярность и харизматичность, мастерская игра актёра, сыгравшего главного героя, приближают события сериала к жизни молодёжи.

5. Сленг не является застывшим, в нем происходят временные изменения. Он используется современной молодежью как средство самовыражения и эпатирования окружающих, как способ зашифровки собственной речи.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «А + в + с = Здоровье»Исследовательская работа «А + в + с = Здоровье» Исследовательская работа "А+В+С=ЗДОРОВЬЕ"Выполнили воспитанники старшей группы д\с "Золотой петушок" Руководитель воспитатель Шолина Лариса.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа «Что означает мое имя?»Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Выполнил: Кирилл Корчагин, старшая группа. Руководитель: Горобцова Н. А., воспитатель..

Исследовательская работа «Его величество уголь» Исследовательская работа «Его величество уголь». Наш детский сад расположен на мысу Астафьева, где недавно открыли «Угольный терминал».

Исследовательская работа «Правда о пыли» Моя мама, очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему- то, как только она начинает протирать пыль, я начинаю чихать,.

Исследовательская работа с детьми старшей группыИсследовательская работа с детьми старшей группы Тема работы: "Посадили мы дубок!" Цель работы: Выяснить, можно ли вырастить дуб из желудей в комнатных условиях. Гипотеза: Даже если одинаково.

Исследовательская работа: «Волшебные брусочки» В 2015 году Анечке исполнилось семь лет, ещё совсем немного и она пойдет в первый класс. Мы решили ещё раз принять участие в районном конкурсе.

Исследовательская работа «Зачем ежу яблоки» «Зачем ежу яблоки» 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри и слушатели! Я, Татарова Аня 2. Воспитанница детского сада «Радуга» 3. Тема моей.

Исследовательская работа «Что такое молния» Выполнила – Изотова Вероника, гр. №5 Руководители– Подъячева Н. П. Белоконева И. С. МБДОУ №46 «Земляничка», г. Наб. Челны Содержание:.

Занятие по информатике «Построим домики для сказочных героев» (конструирование, работа с мышью) для старших дошкольников Цель: познакомить детей с устройством «мышь» и клавиатуры; воспитывать интерес к занятию с компьютером; развивать мышление и воображение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»
Опубликовано: 7 июля 2015 в 23:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Особенности речи героев сериала «Физрук»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Асташкина (УИ 354455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД