Анна Корнюшенко
Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи посредством пальчиковых игр. Кружковая работа в детском саду
Введение
Первые семь лет жизни ребенка, очень важных период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Исходя из своего опыта работы с детьми раннего возраста, отмечу закономерность, которую также отметили ученые при обследование детей: если движение пальцев рук развивается в соответствие с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то также задерживается речевое развитие, даже при нормальной общей моторики и также выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения –прекрасное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они могут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Публикация «Развитие речи посредством пальчиковых игр, Кружковая работа в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В свою педагогическую деятельность акцентирую на использование систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, и это в свою очередь способствует переключению внимания, развитию мышления, улучшению координации, что прямо воздействует на умственное развитие ребенка. Простые упражнения помогают убирают напряжение не только с самих рук, но и с мышц всего тела. А это значит, что возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно влияющее на общее здоровье.
Целью своей работы считаю : развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр, для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.
Поставила для себя задачи:
1) Всесторонне развивать у детей игровые, познавательные, речевые способности, сенсорные, учитывая их возраст и индивидуальные особенности.
2) Вызывать радость у детей и создавать хороший психологический климат, для воспитания здорового ребенка.
3) Формировать овладению игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
Для достижения поставленных задач, я ознакомлюсь с методикой проведения пальчиковых игр.
Очень увлекательным занятием может быть рифмованные пальчиковые игры, с помощью которых стихотворения изображаются на пальцах. Они способствуют развитию творческой активности и хорошему воображения. Стихи очень нравятся детям и поэтому легко запоминаются, а если это сопровождать еще речью, то получится маленький спектакль. Обязательно надо, чтобы пальчиковые игры проходили весело, для того что бы дети могли представить себя, в роле маленькой собачки, или веселой мышкой. Не стоит забывать, что все дети фантазеры, они легко превращаются в кого либо и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих не больших познаний они уже начинают судить о недостатках и достоинствах стихотворных героев.
Воспитатель должен способствовать тому, что бы дети в раннем возрасте получали радость от этих игр, что положительно скажется на их будущую жизнь. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами.
Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.
Какие положительные эффекты дает пальчиковая гимнастика :
1) Выполнение упражнений и активные движения пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2) Такие игры с пальчиками создают прекрасный эмоциональный фон, учатся подражать взрослому, вслушиваются и понимают смысл речи, повышая при этом речевую активность ребёнка.
3) У ребенка, сопровождающего упражнения стихотворными строчками, речь станет чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за движениями, которые он выполняет.
4) Хорошо развивается память ребенка, так как он учитяс запоминать движения.
5) У ребенка развивается хорошее воображение и фантазия. Овладев упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр :
1. разучивание игр
2. использование атрибутов к пальчиковым играм,
3. лепка, аппликация, рисование
4. применение пальчиковых игр в познавательной, речевой, театрализованной, оздоровительной и игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приё мы:
-постукивания подушечками пальцев,
- растирание,
- поглаживание основания пальцев,
- движение ладоней по кругу,
- помассировать предплечья.
Этапы разучивания игр:
- Сначала взрослый показывает малышу игру сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой малыша.
-Ребенок и взрослый делают движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения при помощи взрослого.
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Игру лучше проводить не холодными руками, их можно растереть.
- Когда ребенок не знает новых персонажей игры, сперва расскажите о них, используя картинки.
- Детям старше 1,5 лет нужно как можно чаще предлагать выполнить движения вместе.
- При игре можно бегать пальчиками по спине или руке ребенка, щекотать его.
- Показывайте максимально выразительную мимику.
- В подходящих местах делайте паузы, говорите когда надо тише или громче.
- Выбрав пару игр, со временем заменяйте их новыми.
- Проводите всегда игру весело, непринужденно, ничего страшного, если сначала не получается.
Данные методы пальчиковых игр я отрабатываю со своими детьми в группе. Детям очень нравится играть в эти игры, а я получаю удовольствие от того, что мои малыши становятся более смышлёными, ловкими и умелыми благодаря играм с пальчиками.
В этих играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи очень нравятся деткам. Им очень нравится ритм стихов и их связанность, что увлекает их больше к пальчиковым играм. От взрослого зависит понравиться игра ребенку или нет. Очень большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого, сделать в нужном месте паузы, угадать, когда нужно повторить движение без текста, когда сказать тихо, а когда громко и где нужно говорить очень медленно. Очень хорошо подходят русские народные игры Потешки. Потешка учит малышей понимать человеческую речь и выполнять различные жесты, которыми руководит слово.
Заключение
Так что, пальчиковые игры детям очень нравятся, они постоянно радуются во время игры. И конечно видеться положительная динамика развития детей. Их игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности значительно улучшались. Малыши овладели образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
Развитие мелкой моторики рук благоприятно влияет на развитие детей и появлению благоприятного психологического климата в группе.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и пальчиков, совершать сложные манипуляции с разными по размерам предметами, и конечно, их мозг стал более развит. Я очень рада своим достижением и готова продолжать двигаться вперед в этом направлении.
Список литературы:
1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»
2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»
3 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»
4 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»
5 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»
6 Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
7 Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»